С 1 января 2015 года привычные бумажные учебники должны сопровождаться электронными

Электронная телега впереди образовательной лошади

Однако, как выяснил думский Комитет по образованию, страна к этому не готова. На данный момент непонятно даже, что понимать под определением «электронный учебник».

Электронная телега впереди образовательной лошади

тестовый баннер под заглавное изображение

Единственное, что на сегодняшний день известно достоверно — что для включения учебников в федеральный перечень, открывающий им доступ в школу, в комплект должна входить вся линейка по классам, где будет изучаться данный предмет, электронное приложение к учебнику и пособие для учителя. Таков нынешний закон.

Известно также, что с 1 января на экспертизу, необходимую для включения в перечень, можно представлять не только бумажные, но и электронные учебники. Но дальше, как выяснили депутаты, начинаются непонятки.

Прежде всего неясно, что же такое этот самый электронный учебник. Пока, пояснила директор министерского департамента госполитики в области общего образования Анастасия Зырянова, «это будет не отдельный учебник, а точная копия учебника в печатной форме — вплоть до иллюстраций и разметки страниц. Единственное отличие — наличие в нем мультимедийных ссылок. Но это лишь на первом этапе».

Не определено и место, которое электронный учебник займет в школе. Пока, как предполагается, он не вытеснит учебник бумажный, а будет изучаться наряду с ним. При этом использовать или не использовать электронную версию, будут решать регион, муниципалитет и школа. Их право, подчеркнула чиновница, вообще отказаться от этой затеи. А вот полный отказ от бумажных учебников в пользу электронных, по ее словам, маловероятен, хотя теоретически это не запрещено.

В каком виде появятся электронные учебники — неизвестно. То ли через покупку школой (муниципалитетом? регионом?) ссылок в Интернете. То ли на носителях, будь то флешки или CD. Закон лишь устанавливает, что «работать» новые учебники должны и без выхода в Интернет (за исключением ссылок), но как это сделать, непонятно.

Открытым остается и вопрос стоимости. В Минобрнауки считают, что цена электронного учебника «не должна превышать цены учебника печатного». Но даже если и так, то в регионах, где их закупят, стоимость учебников возрастет вдвое. В Псковской области, например, уже подсчитали, что на это дополнительно потребуется ежегодно до 45 млн руб. А таких средств даже в тучные годы на местах не имелось, и где их брать — непонятно. Между тем в министерстве предполагают, что «даром издательства свой продукт размещать в открытом доступе Интернета не будут». И в этом чиновники, бесспорно, правы.

Главное же, что до сих пор неизвестно, как скажутся новые учебники на здоровье школьников. Институт гигиены и охраны здоровья детей, по словам Зыряновой, только «собирается провести исследование по влиянию электронных ресурсов на детский организм» — и лишь по его итогам будут разработаны соответствующие санитарно-гигиенические правила. Так что пригодятся они разве что детям первого поколения учащихся с электронными учебниками.

Учитывая эти и другие неясности, Комитет Госдумы по образованию принял решение о необходимости поэтапного внедрения электронных учебников хотя бы в среднесрочной перспективе. Тем временем Российская академия наук с Российской академией образования должны провести необходимые физиологические, психологические, медицинские и педагогические исследования рисков, возникающих при использовании электронных учебников и иных электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26654 от 20 октября 2014

Заголовок в газете: Цифровая телега впереди образовательной лошади

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру