Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) сейчас на подъеме: на фоне общей стагнации экономики один он, по данным Минпромторга, дает прирост в 10%. Но вот беда: задача масштабного технологического перевооружения страны упирается в отсутствие квалифицированных молодых кадров: во многих технических вузах, не скрывают в Минобрнауки, учат древним технологиям на устаревшем оборудовании, а то и вовсе ограничиваются теоретическими курсами. А чтобы молодой специалист без доучивания мог сразу приступить к работе, вузовский курс должен ориентироваться на практику и быть максимально приближен к производству. Тесная увязка с ним образования и легла в основу новых подходов к подготовке инженеров в России.
Нужные для этого предпосылки вроде есть. По данным Минобрнауки, интерес абитуриентов к инженерным специальностям в последние годы растет: так, в 2014 году ЕГЭ по физике, необходимый для поступления в вуз этой направленности, выбрал каждый третий одиннадцатиклассник. Правда, средние показатели ЕГЭ из-за беспрецедентной честности проведения Единых госэкзаменов по сравнению с прошлыми годами заметно просели. Но на качестве набора в технические вузы это не скажется, заверил «МК» глава ведомства Дмитрий Ливанов: «показатели, с которыми туда зачисляются абитуриенты, из года в год растут. А значит, растет и уровень подготовки на инженерно-технические специальности».
Теперь будущих инженеров-оборонщиков со студенческой скамьи будут поддерживать предприятия — такую возможность им дал недавний конкурс лучших программ ОПК. Его победителями стали 12 вузов, готовящих кадры для оборонки и ранее не получавших господдержки (среди них один московский — МИРЭА). Каждый из них за счет субсидий государства (их общая сумма составит полмиллиарда рублей) сможет не только обновить учебное оборудование, но и создать совместно с оборонными предприятиями образовательные курсы, обеспечивающие адресную подготовку студентов-целевиков для конкретных предприятий.
Программа рассчитана на старшекурсников и учащихся магистратуры. Те, кто решит заключить соответствующий договор с вузом и предприятием, не только получат на оставшееся время обучения социальную поддержку — повышенную стипендию или, скажем, оплату проезда, — но, получив диплом, смогут гарантированно трудоустроиться и тут же начать работать самостоятельно. Правда, отрабатывать такую целевую подготовку на предприятии придется три, а то и пять лет — в противном случае надо не только вернуть все потраченные государством средства, но и заплатить крупный штраф. Но учащимся «целевка» явно интересна: число целевиков на специальности ОПК в этом году на 6% выше, чем в прошлом.
Другие предлагаемые новые формы поддержки кадров ОПК на самом деле — хорошо забытые старые. Прежде всего это отмена непродуманного запрета создавать на профильных предприятиях базовые кафедры — по новому закону «Об образовании» это вновь разрешено. Для тех же, кто уже отучился и приступил к работе, запускается крупный жилищный проект: воссоздаются жилищно-строительные кооперативы со стоимостью кв. метра жилья на треть дешевле, чем на рынке. Как полагают в Минстрое, с их помощью смогут улучшить свои жилищные условия до 460 тыс. российских семей. А к 2020 году и зарплаты работающих в ОПК будут вдвое выше, чем в 2011-м, обещают в Минпромторге.
Все это надо иметь в виду при выборе специальности. Как, впрочем, и то, что самый острый дефицит сегодняшняя оборонка, по оценке министра образования и науки, испытывает в трех категориях работников. Это разработчики новых видов вооружений и оборонной техники; организаторы производства и высококвалифицированные рабочие кадры.