Только за минувшую неделю ополченцам удалось найти десятки могил, в том числе и братских. В моргах на опознании сейчас находятся тела 350 человек.
О захоронениях, расположенных еще и на нейтральной полосе, и мобильных поисковых группах рассказала «МК» отважная женщина — ополченец с позывным «Лада».
— Многих мирных жителей просто грабили, а потом заметали следы. Один из жителей Шахтерска рассказал, как его сосед сделал замечание карателям, попытался их пристыдить за мародерство, его тут же назвали «сепаратистом», связали руки скотчем, издевались, били ногами, а потом пристрелили. В могилах нашли также женщин, одна из которых была беременной. В присыпанных землей ямах ополченцы сейчас обнаруживают стариков, есть и совсем молодые ребята. Недавно, например, в одном из массовых захоронений нашли труп парнишки 1993 года рождения, в теле которого судмедэксперты обнаружили потом 8 пуль от пистолета Макарова. Такое ощущение, что убирали всех неугодных, кто поддерживал ДНР. Почти все они — мирные жители, ополченцев в могилах очень мало.
— Заявления о пропаже мирных граждан поступают?
— Да, списки внушительные. Осложняет ситуацию то, что братские могилы находятся и на нейтральной территории, ближе к местам расположения украинских войск, куда пока не подойти.
Сейчас в Донецке работают специальные мобильные группы, которые ищут захоронения жертв украинских военных. Им помогают добровольцы, которые на себе испытали зверства Нацгвардии. Найденные трупы оперуполномоченные упаковывают, описывают и направляют на экспертизу в морг. Насколько я знаю, уже удалось установить личности нескольких женщин.
— Что происходит с останками украинских солдат?
— Их могилы находятся в основном в «котлах». Там орудуют украинские команды «рексов», как мы их называем. Похоронные группы явно получили определенные установки. Они эксгумируют только тела тех солдат, которые можно опознать, а многочисленные останки собирают в кучу и взрывают. Кому-то очень хочется замести следы, как будто многих из них и не было на донецкой земле. Одна надежда на наших ополченцев, которые были на тех территориях и собрали документы, которые были при погибших.
— Ни один каратель из батальонов «Айдар» и «Донецк», проявивший особую жестокость, не будет обменен. По решению суда они будут в зависимости от степени вины или расстреляны, или привлечены в трудовые батальоны, которые будут восстанавливать Донецк. Все они сейчас содержатся в лагерях. У них трехразовое питание, горячий чай, еще и сигареты дают.