В Москве закрывают учебные заведения для больных детей

Что дороже: школа или тюрьма?

Родители учащихся школы №1 для детей с девиантным поведением Северного округа Москвы в шоке. С 1 сентября их альма-матер то закрывают и сливают с обычными средними учебными заведениями, то открывают вновь. Дети, издерганные этой чехардой, стали готовиться к побегам. А учителя не сомневаются: финансовые условия, на которых школу пока формально сохранили, все равно приведут к ее закрытию.

Что дороже: школа или тюрьма?

Для тех, кто не в теме, поясним: дети с девиантным поведением — это те самые «трудные» подростки, с которыми педагогам работать сложнее всего. Так вот, вместе со всеми школьниками страны к новому учебному году 2014/2015 готовились и учащиеся школы №1 для детей с девиантным поведением Северного округа Москвы. За 10 лет существования учебного заведения там вырастили нормальных людей из сотен потенциальных нарушителей закона, в просторечии называемых хулиганами. Еще 27 августа ту же судьбу прочили шести десяткам нынешних воспитанников. Но 28-го все переменилось.

Для начала выяснилось, что в школе внезапно закрыли новый набор учащихся, рассказали «МК» родители и педагоги: «В результате вместо шестидесяти в школе осталось только 47 детей. А учителям при выходе из отпуска в устной форме сообщили о реорганизации учреждения с последующим присоединением к школе №185, причем никаких документов предъявлено не было, и письменных уведомлений работники школы не получили». В устных же беседах представители Управления образования Северного административного округа Москвы, в ведении которого находится школа, пообещали учителям «пристроить» их в какие-нибудь школы округа. А до тех пор, по словам учителей, предложили такую «схему работы, «обходящую» требования трудового законодательства: работникам оформляется временный простой, и два месяца они должны будут работать полный рабочий день, пять дней в неделю, независимо от нагрузки, выполняя любые поручения руководства и получая за это 2/3 заработной платы по учреждению».

Затем поступило устное распоряжение «обзвонить родителей воспитанников и сообщить им о закрытии школы и о необходимости немедленно забрать документы своих детей и передать их в обычные, массовые школы. Например, в те, где дети учились раньше, до направления в нашу школу. Сделать это в категорической форме предлагалось до 1 сентября 2014 года». И то, что возврат документов учащихся этой категории возможен только по решению комиссии по делам несовершеннолетних, никого не смутило. В итоге 1 сентября на первую школьную линейку вместо 47 учеников пришли 35.

Правда, вскоре число учеников практически вернулось к первоначальному, рассказала «МК» учитель географии, председатель профсоюзного комитета Елена Лега: «29 августа родителей вновь обзвонили и сказали возвращаться. На этот раз в Управлении образования округа сказали, что школу закрывать не будут, но финансирование уже с 5 ноября резко сократится. С этого времени будет отменен коэффициент, полагавшийся за особые условия в таких школах: по 10, а не по 30 человек в классе, дополнительные воспитатели и психологи и т. д. И все теперь будет как в обычной школе».

При таком раскладе, быстро подсчитали в учительском профсоюзе, даже при максимальном финансировании в 110 тыс. руб. в год на каждого учащегося, школа, где учатся 60 трудных детей, получит в год не более 6 млн рублей. Значит, средняя зарплата педагога составит 12–15 тыс. рублей, да и то только в случае, если у него есть педнагрузка (к примеру, у воспитателей или психологов ее нет по определению). И разрушение уникального коллектива — вопрос времени, причем непродолжительного, ведь даже самым бескорыстным учителям хотя бы время от времени надо что-то есть.

Учителя из 1-й школы уже начали искать работу. Таким образом, учебное заведение все же закроется, а детей отправят в обычные массовые школы — без воспитателей и психологов, в переполненные классы, где у учителя не будет времени с ними возиться. «Вернуться в старые школы», понятно, у большинства не получится: из-за массовых слияний тех учебных заведений давно уже нет. Да дети и не хотят идти в обычные школы: понимая, что не смогут там учиться. Они, по словам родителей и педагогов, «говорят, что лучше убегут из дома».

Неужели тюрьма властям обходится дешевле, чем школа? Или, скажем, фонд выплаты пенсий инвалидам, перед которыми по не зависящим от них причинам закрылся путь к образованию, а с ним и возможность самостоятельно заработать себе на жизнь? Вопрос этот не праздный. Но получить на него ответ в столичном Департаменте образования, несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26636 от 29 сентября 2014

Заголовок в газете: Что дороже: школа или тюрьма?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру