Оружие массового унижения

Злоба дня

Злоба дня

Фейк — сленговый термин, означающий подделку, копию, фальсификацию. Но в действительности этот термин включает в себя сегодня куда больше смысла. Это и выгодная кому-то напраслина, и продуманный черный пиар, и убийственная клевета, и мгновенное создание задуманной атмосферы вокруг человека, и насильственное привлечение той или иной известной персоны в заинтересованный в ней лагерь. То есть сегодня фейк составляет всю суть политической игры, причем игры самой грязной. Сегодня с помощью фейков создаются и рушатся репутации политиков с легкостью домиков, построенных ребенком из кубиков. И так же, как в случае с детьми, нет ответственных ни за возведение, ни за уничтожение оных.

Фейк страшен тем, что опровергнуть его, и, главное, отмыться от последствий фальсификации, почти не представляется возможным. Любые опровержения потом практически бывают бесполезны. Фейки возникают ниоткуда и никогда уже потом не исчезают в никуда. Распространяются они через Всемирную паутину, за которую никто не несет ответственности.

Вот только несколько примеров лета–осени. Известная правозащитница Людмила Алексеева якобы заявила, что Крым — российский, причем «без всяких». Через несколько часов после появления этой информации Людмила Алексеева опровергла, что она поддерживает присоединение Крыма, и заявила, что эти слова ей приписали. Общество в недоумении. Пока суд да дело, каждый решит для себя — говорила или нет — так, как ему удобно, как соответствует его собственной картине мира. Если даже через время информация будет официально опровергнута, она уже сыграла свою нужную роль в нужном месте в нужный час.

Василий Лановой опроверг новость, что он находился в зоне военных действий на Донбассе, хотя фотографии известнейшего артиста, как подписано, «с бойцом ополчения» по-прежнему распространяются по Интернету со скоростью сотни кликов в минуту и неизменно собирают тысячи одобрительных комментариев.

Актер Александр Баширов подтвердил, что был на Донбассе, но опроверг, что его сын якобы воюет в ополчении. Опровержения никто не услышал, пользователи Всемирной сети продолжают взахлеб восхищаться мужеством и силой духа и известного отца, и его достойного сына. Который вообще-то в данный момент времени живет в США, а вовсе не находится в окопах.

Наконец, Елена Мизулина. В пятницу по Сети полетела информация, что женщина-депутат якобы заявила буквально следующее: «Я предлагаю российским евреям помочь переехать в Израиль. Выдавать им подъемные и медали «За освобождение России!» Мы должны сказать евреям: у вас есть своя страна, езжайте туда и оставьте нас. Мы тут как-нибудь сами разберемся». Масла в огонь активно подлили украинские информационные ресурсы, распространившие этот фейк со скоростью строчащего пулемета. Мизулина, конечно, мерзкий розыгрыш опровергла. «Эти сообщения и приписываемая мне цитата — не что иное, как фальшивка. Я попросту не могла ничего подобного произнести, потому что у меня много друзей-евреев. Любой из моих друзей подтвердит, что подобные слова из моих уст — нонсенс», — заявила депутат. Но кому же это теперь интересно?

Перечисленные примеры показывают, что фейк — оружие повсеместное. Под него в равной степени попадают и либералы, и патриоты, и политики, и известные артисты. Фейк особенно опасен тем, что имеет далеко идущие последствия. К сожалению, в нашей стране такое понятие, как презумпция невиновности, в силу исторических причин не прижилось. У нас кто под подозрением (пусть и виртуальным), тот в глазах общества и виноват. Любое опровержение воспринимается в России не как восстановление честного имени, а как оправдание себя и попытка откреститься от ошибочно сказанного или сделанного. Чтобы в России человеку оговоренному вернулась репутация, должен произойти... новый фейковый вброс, не менее грандиозный, чем первоначальный скандал, с выяснением, кто виноват и какую понесет ответственность. Раньше этим, кстати, грешил только шоу-бизнес, но, как известно, любая хорошо работающая схема всегда расширит свое применение. Поэтому той же Мизулиной следовало бы фейково пошутить в адрес первоисточника скандального слуха. Только тогда ее опровержение услышат и так же широко распространят пользователи Интернета. Увы, Мизулина — не звезда шоу-бизнеса, она политик, и позволять себе фейки она не вправе.

Но самое печальное — действует неизменно работающий принцип анекдота «ложки-то мы нашли, но осадочек остался». Спустя время любые опровержения, как нечто сделанное постфактум, неяркое, неинтересное, не вызывающее доверия, забудутся, а в памяти людей останется схематичное, но принятое за истину: Алексеева — за Крым, Лановой — за Донбасс, сын Баширова воевал в ополчении, а Мизулина недолюбливает евреев. И так далее, и тому подобное. На то фейк и рассчитан. Распространить его сегодня может любой. Распространить и не понести за это никакой ответственности. А вот как ликвидировать последствия такого продуманного обмана, пока не придумали. И вряд ли придумают. Поэтому последняя надежда только на здравый смысл пользователей Сети. Слышали когда-нибудь фразу: «Самое главное в Интернете — проверять авторство цитируемых слов»? Между прочим, Владимиру Ульянову-Ленину приписывают. По этому завету Ильича и следует пользоваться информацией из Интернета, чтобы не быть отдельно взятым болваном в отдельно взятой стране.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру