Новый общероссийский рейтинг школ, как и прежние, оценил возможность получения качественного образования и условия для развития таланта. Однако добавились и новые параметры. Так, помимо выявления 500 абсолютных школ-лидеров в масштабах страны впервые появились рейтинги по отдельным видам образования — математическому, биологическому, физическому и химическому, а также особый рейтинг сельских школ. Тут-то, по словам директора Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко, и выяснилась любопытная вещь: «Начался уход российских школ от узкой специализации: языковая, математическая и т.п. Языковые школы все чаще открывают матклассы и наоборот. И это существенно расширяет возможности учащихся».
Всего в перечень лучших школ прошлого учебного года — топ-25 — вошли учебные заведения десятка регионов. Однако наивысшие показатели по числу победителей у Москвы: первое место в пятерке лидеров у столичного лицея №1535, второе заняла Колмогоровская математическая школа при МГУ им. Ломоносова, третье — президентский физмат-лицей в Санкт-Петербурге, четвертое — специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета им. Ельцина, пятое — аналогичный центр в Новосибирске.
Москва занимает 126 позиций перечня 500 лучших школ России. И это — беспрецедентный успех, считает Ященко:
— За последний год произошел резкий прирост результатов московских школ в федеральном рейтинге. Причем не только по количеству учебных заведений, вошедших в общий список, но и по крайне высокой доле московских школьников, обучающихся в школах из числа топ-500. В этом году она превысила 31%, что впервые вывело Москву на первое место в стране по этому показателю (в прошлом году первое место занимала Тамбовская область, переместившаяся теперь на второе). Большинство этих успешных школ реализуют много разных профилей.
Любопытно, что сравнение общероссийского и московского рейтингов школ показывает, что хотя набор лидеров в них тот же, но места, которые те занимают, разнятся. Причина, по версии Ященко, кроется в несовпадении критериев.
Так, в число региональных показателей входят не только результаты ЕГЭ, но и ГИА для девятиклассников. А сейчас к ним добавился и понижающий балл за удаленных с экзаменов за списывание. (Интересно, как школы будут действовать в такой ситуации впредь — «накачивать» выпускников, чтобы те не списывали, или всячески «заминать» инциденты на экзаменах?)
Некоторые регионы давно ввели у себя такой показатель, как наличие инклюзива — возможности совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми ребятами. При этом в Москве за высокие оценки ЕГЭ или призы на олимпиадах, полученные на общих основаниях, выпускники с ограниченными возможностями здоровья получают дополнительные коэффициенты. Уже с будущего года, пообещала первый замминистра образования Наталья Третьяк, эта практика распространится на федеральный рейтинг школ.
Другой критерий, который скорее всего также дополнит федеральный рейтинг будущего года, — число отчисленных из школы. Школа, считают разработчики, должна работать со всеми ребятами, а не пытаться отсеять слабых, чтобы повысить свои показатели. Исходя из этого, кстати, в число критериев, по которым составляется рейтинг, изначально не был включен средний балл оценок.