Бернард Шоу любил повторять, что нет ничего опаснее, чем бедный врач. Классик ошибался! Гораздо опаснее экономия на системе образования, где в том числе готовят и будущих медиков. Даже если сокращение одной части расходов сопровождается наращиванием другой и прячется за лукавым термином «оптимизация».
Воистину, добрыми намерениями вымощена не только дорога в ад, но и наша система образования! Как много, к примеру, было разговоров о пользе объединения нескольких школ в единый многотысячный конгломерат, где каждый учащийся найдет себе занятие по вкусу, а учитель — повышенную зарплату. Однако на деле слияние прошло под скорбный вой участников образовательного процесса.
Новый принцип нормативно-подушевого финансирования школы (т.е. выделение бюджетных средств строго по числу учащихся) ставит во главу угла не образование, а его экономику. И, как вскоре стало понятно, у учебных заведений, работающих со «штучным товаром» — инвалидами, детьми с девиантным поведением (хулиганами) или юными гениями — и по определению небольших, не осталось шансов уцелеть. Последний тому пример — известная московская школа «Интеллектуал».
Как явствует из оказавшегося в распоряжении «МК» открытого письма в адрес президента Путина, премьера Медведева, главы Минобрнауки Ливанова, мэра Москвы Собянина и депутатов Госдумы, подписанного 40 учащимися этого учебного заведения, ребята всерьез опасаются не только за судьбу альма-матер, но и за свою собственную: «Наша школа, как и некоторые другие, сейчас находится в очень сложной ситуации и в ближайшее время может прекратить свое существование, — пишут они. — Причиной тому — подушевое финансирование образования. Многие небольшие московские школы в целях увеличения финансирования стали объединяться — где-то добровольно, а где-то принудительно. Некоторые школы, в том числе и «Интеллектуал», участвовать в пилотном проекте по слиянию не стали».
И тут началось самое интересное: «Объединившимся школам городской Департамент образования увеличил финансирование, а необъединившимся — сильно урезал. В первую очередь урезание финансирования коснулось школ для детей с особыми образовательными потребностями: коррекционных и школ для одаренных детей. К последним относится и «Интеллектуал».
Удивительно, но ребята объясняют взрослым очевидные вещи: что слияние для их школы «неприемлемо, так как за ним неизбежно последует снижение качества образования — пропадут кружки, специальные курсы, продвинутые группы по многим предметам». Что «Интеллектуал» перестанет быть той школой, в которую они поступали, которую знают и любят. Что «будет утрачен индивидуальный подход, а ведь это один из основных принципов преподавания в нашей школе». В результате многие наши учителя вынуждены работать на волонтерских началах, из-за чего сильно урезан учебный план». И что в итоге школа, которая до нынешнего года оправдывала ожидания и соответствовала своему названию («Интеллектуал» входит в топ-20 школ Москвы), если так пойдет и дальше, попросту исчезнет.
Окупится ли такая экономия? Между тем глава Департамента образования Москвы Исаак Калина считает создание образовательных комплексов благом: «Объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В том числе в таких комплексах будет и дошкольное образование. У учителей появляется полноценная нагрузка, чего не было в маленьких школах. Ресурсы крупных образовательных комплексов позволяют подавляющему большинству московских школ преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне и вести любую профилизацию», — считает он.