Как справедливо заметил «МК» заведующий кафедрой городского хозяйства Академии строительства и ЖКХ при Минстрое РФ Ярослав Баранский, сегодня ртуть у себя дома может найти практически каждый. Помимо привычных стеклянных советских градусников коварный металл, входящий в первый, самый грозный список наиболее опасных для жизни и здоровья веществ, содержится в старых ламповых телевизорах, а также некоторых видах бытовых красок. Но мазать стены и потолки в домах потенциально опасными красителями маляры чаще всего не решаются, тем более что на смену им уже успели прийти куда более современные и безвредные аналоги. Ну а ламповые телевизоры в эпоху LED-технологий — это почти уже музейный раритет.
Что касается градусников, то даже их полное исчезновение с полок российских аптек дефицитом не обернется, успокаивают в Минздраве. На рынке есть широкий ассортимент электронных, а сейчас уже и инфракрасных термометров. Конечно, в большинстве своем они дороже, зато безопасны даже для младенцев, заверили в ведомстве. Правда, показатели ртутных градусников точнее. Ну а уличные градусники, которые висят почти за каждым окном, вообще не содержат ртути. Красный стержень внутри такого термометра — это подкрашенный спирт, рассказали специалисты Минздрава. Так что вывинчивать их из оконных рам нужды не будет.
Однако ртутные элементы используются и в другой медицинской технике, например в кварцевых больничных лампах и аппаратах для загара. Но если погасший свет в солярии напугает разве что любительниц бронзового цвета кожи, то исчезновение с полок супермаркетов обычных лампочек коснется абсолютно всех, уверены эксперты рынка электроэнергетики. Большинство энергосберегающих ламп, на которые российских потребителей упорно переводят в течение последних лет, прямо противоречат требованиям конвенции. В них тоже содержится ртуть, как и в старых люминесцентных лампах, пояснил Баранский. Кроме того, распознать опасного врага крайне сложно, так как металл закачивается в лампочку в парообразном состоянии. Однако чиновники оптимистично уверяют, что исполнение требований конвенции дыру в бюджете не прогрызет, а производители бытовых приборов и медтехники должны будут подготовиться к вынужденным переменам. «Со стороны государства для реализации положений конвенции финансовых затрат не потребуется, предприятия же будут готовы к нему заранее, так как запрет вступает в силу не сразу, а через шесть лет», — заявил после подписания документа замминистра природных ресурсов и экологии России Ринат Гизатулин.