Как рассказал нам главный специалист саровского музея ядерного оружия Виктор Лукьянов, с открытием памятника торопились, поэтому муляж сделать просто не успели. Пришлось атомщикам достать из своего спецхранилища настоящую бомбу и отправить в качестве подарка в Бор. Начинку из «изделия», конечно же, вынули — а это не только плутониевый заряд, но и множество механизмов. В снаряженном состоянии РДС-4 весит 2 тонны 200 кг, сам же корпус — около тонны.
Это не первое атомное «изделие», изготовленное в Советском Союзе, но первое, взятое на вооружение как тактическая авиационная бомба. «Татьяна» выпускалась серийно с 1954 года. Она, в отличие от последующих «моделей», давно уже не стоит на боевом дежурстве — поэтому, собственно говоря, простые смертные и получили возможность ее увидеть.
Стоит отметить, что Евгений Негин не стоял у истоков атомного проекта. В КБ-11 он начал работать с 1949 года, и к созданию «Татьяны» Евгений Аркадьевич имел непосредственное отношение. Эта бомба была испытана в 1953 году на Семипалатинском полигоне. Ее мощность составила 30 килотонн — гораздо больше, чем у «Толстяка», сброшенного на Нагасаки (21 килотонна).
Судя по всему, это первая авиационная атомная бомба, которую любой желающий может осмотреть и даже потрогать руками. Много такого «добра» есть в саровском музее, но попасть туда, как известно, могут далеко не все. По словам Виктора Лукьянова, в питерском музее артиллерии выставлен напоказ ядерный снаряд, которым планировали стрелять из пушки, но бомбой его назвать нельзя.
— В принципе, можно было установить атомную торпеду, в создание которой Негин тоже внес большой вклад, — отметил Лукьянов. — Но, во-первых, ее корпус ничем не отличается от корпуса обычной торпеды, а во-вторых, Евгений Аркадьевич все-таки был генерал-лейтенантом авиации, поэтому авиационная бомба рядом с его бюстом вызывает меньше вопросов.