«ПрофессорРейтинг» — это любительский некоммерческий сайт отзывов и рейтингов, созданный четыре года назад тремя студентами Омского госуниверситета путей сообщения. Сперва он стартовал «для внутреннего пользования» в своем вузе (именно так, к слову, начинала и знаменитая соцсеть Facebook!), а сегодня масштабно развился и охватил вузы всей страны.
— У любого студента всегда есть что сказать о преподавателе и учебном заведении в целом, но нет возможности сделать это открыто, — рассказывает «МК» один из создателей «ПрофессорРейтинга», бывший студент ОмГУПС Юрий Митрофанов. — Мы сделали это возможным — у нас все желающие без всякой регистрации оставляют отзывы и рейтинги о преподавателях и вузах. Преподаватели оцениваются по пятибалльной шкале — за способность донести материал, увлекательность предмета, сложность сдачи экзамена, использование наглядных и технических средств обучения, практическую пользу предмета и чувство юмора. Вузы оцениваются за уровень получаемого образования, востребованность специалистов, техническое обеспечение, отношение к спорту, работу профкома и качество питания в столовой.
Всего в базе «рейтинга профессоров» более 136 тысяч преподавателей из 1600 институтов и университетов России. Отзывы же — самые разные. «Унижает учеников первого курса, с первого занятия орет» — пишут о преподавательнице английского одного из московских вузов. «При ректоре Б. в академии стало очень плохо. За семестр может 2–3 препода смениться — увольняются!» — пишут уже про само заведение в целом. Но в то же время у преподавателя физкультуры этой академии десятки восторженных отзывов — от банального «хороший человек и замечательный преподаватель!» до практического «уроки самообороны, которые он дает, пригодятся в жизни». Есть подхалимские стишки: «У нас все любят физкультуру! Отчасти — из-за педагога. Он наш наставник, он наш гуру. И от него зависит много!» И даже экзальтированные реплики, типа «я хочу от тебя детей, ты лучший!»
Реально выбирать вуз по рейтингу его профессоров решаются немногие. В основном выбор делается по более прозаичным критериям — из нескольких вузов близкого уровня (зависящего от уровня знаний самого абитуриента) или вообще из территориальных предпочтений — чтобы поближе. Рейтинг профессоров — и подавно не решающий фактор! Для чего же тогда оценивают преподавателей?
Собственно, эта оценка в первую очередь важна для того, чтобы выработать правильную линию поведения на учебе, стратегию общения с профессором. Вот, к примеру, один из нескольких схожих отзывов о некоем профессоре кафедры матанализа МГУ: «Лекции скучные, на любителя, но дает все, что надо. Все, что рассказывает на лекциях, есть в учебнике. На экзамене не валит, задает обычно всем одни и те же вопросы. Спросите у тех, кто сдавал до вас, и готовьте именно это. Но учтите — то, что спрашивает, он желает в лучшем виде, ошибаться в его любимых дополнительных вопросах нельзя — иначе на пересдачу!» Вывод — при острой необходимости (работа, дела амурные и т.д.) на лекции этого профессора можно без проблем «забивать», но необходимо потом тщательно наверстывать пропущенное, тупо зазубривая учебник. Информация эта для студента полезна и вполне насущна!
— Именно анонимность, на мой взгляд, и является залогом объективности оценок, оставляемых посетителями сайта, — считает Юрий Митрофанов. — Как писал Оскар Уайльд, «человек меньше всего похож на себя, когда говорит от своего имени. Дайте ему маску, и он расскажет всю правду!».
— Насколько адекватна публика, пишущая отзывы? Не «набрасывает на вентилятор»?
— С 2012 года мы ввели премодерацию комментариев, попадающих на сайт, и адекватность отзывов значительно повысилась. Люди понимают, что если напишут ерунду, то свой отзыв на сайте не увидят. Плюс мы отслеживаем IP-адреса посетителей, пресекая искусственное завышение или понижение рейтинга. Реально положительных и нейтральных отзывов гораздо больше, чем отрицательных, в соотношении примерно 80 к 20.
— Были ли требования профессоров убрать тот или иной обидный отзыв?
— Обратная связь, конечно, существует. Не буду скрывать, некоторые просят удалить их с сайта или закрыть комментарии — мы идем им навстречу... Но все же понимают, что если у данного вуза есть на сайте рейтинги всех профессоров, кроме нескольких определенных личностей, то напрашивается вопрос, неужели преподаватель лично попросил удалить страницу и ему есть что скрывать?
— Как комментируют профессоров студенты?
— Из многих комментов можно книгу цитат составить и читать взахлеб!
«Приятный молодой преподаватель, преподает интересно. Однако у меня, как у старосты, к нему одна просьба: Михаил Анатольевич, прошу вас, если у вас есть информация для группы, не нужно звонить мне в семь часов утра со словами «добрый день». Это слишком рано!»
«Непонятное отношение к студентам, никогда не забуду ее фразу: «Симпатичный молодой человек не может иметь по моему предмету больше тройки». Это, типа, объективность?!»
«Кто бы что ни говорил, но на Роберта Дауни-мл. он похож больше, чем на Джонни Деппа! А вообще, интересные вещи рассказывает…»
Любопытно, что идею студрейтинга параллельно развивает и Общественная палата РФ с Рособрнадзором — к 2016 году должен появиться и официальный вариант описываемого рейтинга, весьма похожий «Студенческий стандарт качества высшего образования». В рамках будущего проекта специально обученные этому (!) студенты станут оценивать качество работы своих вузов.
— С самого первого дня существования проекта наш главный слоган — «Поставь оценку своему профессору!», — говорит о «конкурентах» Юрий Митрофанов. — А в официальном студстандарте оценивается все в вузе, кроме преподавателей! Но профессура формирует фундамент любого вуза, от них зависит будущее студентов, а не от покраски стен, удаленности универа от центра города или даже его технической оснащенности. Плюс преподаватели куда более ответственно станут работать, зная, что в конце семестра они тоже получат оценку... Плюс смущает то, что оценивать будут лишь специально обученные «студенты-эксперты», — лучше дать право голоса ВСЕМ студентам и вместо подготовки экспертов направить усилия на обработку анонимных анкет.