Студент Хангельды Пыгамов 2 января разместил в Интернете объявление, что он ищет подработку на 30 000 в месяц. На следующий день ему пришел отклик с весьма вкусными условиями (орфография сохранена):
«доставка т. н. спайса по метро. только легальное. есть заключение. рабочий день с 8 до 21. зп 3000 в день с выплатами каждые 3 дня+500 на еду каждый день. забираешь клад — ставим на тебя переадресацию. развез — закинул деньги на киви. получил следующий клад, интересно пиши».
90 тысяч в месяц да плюс 15 тысяч на еду — тут кто угодно согласится, тем более 17-летний мальчик. Да еще если подчеркивается, что «есть заключение»... При встрече, кстати, ему даже предложили официальное трудоустройство и попросили принести паспорт и ксерокопию...
В общем, Хана не смутили «непонятки» типа «клад», «переадресация» и т. п., он посчитал, что работа вполне законна, и согласился. Это было 3 января. А уже 6 января он был задержан сотрудниками ОМВД России по Дорогомиловскому району по обвинению в сбыте наркотических средств в крупном размере.
Дело было так. Хан списался с потенциальным работодателем Сергеем, который при встрече еще раз подтвердил, что смесь, которой они торгуют, абсолютно легальна и не является наркотиком. Сергей сказал, что курьер должен будет доставлять эту смесь клиентам по цене 500 рублей за пакетик.
И 6 января днем Хан получил от Сергея первое задание: съездить по адресу и забрать пакет из-под подоконника. Хан поехал, забрал, а тут и первый покупатель позвонил. Он попросил доставить ему два пакетика смеси в торговый центр. Они встретились в ТЦ, Хан отдал товар, получил тысячу рублей и через секунду был задержан людьми в штатском. У Хана изъяли 22 пакетика, у покупателя — два.
Как ни оправдывался Хан тем, что выполнял поручение работодателя, его обвинили в хранении, перевозке и продаже наркотика под названием N-(адамантан-1-ил)-1-пентил-1Н-индазол-3-карбоксамид. И парень с ужасом понял, что это он сам и наркотик приобрел, и продал его, и « церковь сжег». Все он! Он и сидеть будет. Причем лет 10.
И тогда его родители сообразили, что единственный шанс спасти сына от тюрьмы — найти организаторов бизнеса и доказать, что Хан — всего лишь доверчивый курьер. Поэтому они попросили следователя приобщить к делу детализацию звонков (в первую очередь покупателя) и разыскать человека, который откликнулся на объявление, — некоего Сергея — по IP-адресу. То есть они хотели, чтобы была установлена вся цепочка.
И получили отказ. Во-первых, «вина Хангельды Пыгамова доказана полностью». А во-вторых, «в приобщении к материалам дела распечатки телефонных звонков и установлении владельца компьютера, с которого отправлено предложение о работе по доставке спайса, следствие не видит объективной необходимости».
Впрочем, по поводу Сергея какие-то действия были предприняты. Но, судя по материалам дела, «установить лицо по имени Сергей не представилось возможным».
Адвокат Хана удивился и сам послал запросы в телефонную компанию и компанию-провайдер. Сначала он получил распечатку звонков покупателя. Она показала всю схему с переадресацией: то есть действительно напрямую Хану не звонили, звонили в офис продаж. Вот вам офис продаж на блюдечке: пресекайте поставки, найдите склад...
А запрос в интернет-компанию помог установить IР-адрес работодателя. Им оказался Сергей Михайлович А-в. Адрес, телефон — вот, пожалуйста. Забирайте его, допрашивайте.
И ничего. Спустя 9 месяцев на скамье подсудимых по-прежнему сидит один Хан.
Ширина Пыгамова рассказала, что в процессе этого самостоятельного сбора доказательств она вышла на девушку, у которой по такой же схеме сел на 9 лет муж:
— Он тоже искал в интернете работу, и ему предложили работу курьера по развозке «легальных смесей для кальянов». Его взяли в том же самом торговом центре! Причем в его случае покупателем выступил оперативник, который у нас руководит группой, задержавшей Хана...
Ближайший суд у Хана только 10 октября. Девять месяцев парень провел в СИЗО, в котором и встретил свое 18-летие. Мы, конечно, надеемся, что суд квалифицированно разберется в деле и на скамье подсудимых будет не только подросток, но и люди, которые его наняли.
А пока я хочу обратиться ко всем, кто ищет работу. Не бывает легальных смесей, спайсов и миксов. Никто не будет покупать эти препараты, если в них нет наркотиков. Вот поэтому их и продают. Вот затем и нужны курьеры, операторы на телефон и продавщицы в салон «принадлежностей для кальянов». Которые — если что — и сядут вместо организаторов.
И не думайте, что именно вас пронесет.