Перечитывая статьи Бориса Дубина, мне захотелось написать о волонтерах «Соломинки» и о тех, кто откликается на просьбы о помощи. Тем более что накануне того дня, когда я взялась за эту работу, произошла необыкновенная история.
■ ■ ■
Я подняла руку, чтобы остановить такси. И тут на дороге возник затор: проехав мимо меня, одна машина вдруг остановилась и стала двигаться назад. Скопившиеся за ней начали бешено сигналить, но машина приползла ко мне, и водитель открыл дверцу, приглашая сесть. За рулем сидел очень пожилой человек. Обгоняя нас, водители высовывались из окон и ругались матом, а он и бровью не повел.
— Я на одно ухо глухой, — сказал он, увидев мои вытаращенные глаза. — Зато другое нормальное. Мне предлагали слуховой аппарат, а я отказался. Во-первых, дурацкая штука в ухе, раздражает до невозможности, а во-вторых, что надо, я и одним ухом услышу.
И рассказал он мне такую историю. Сорок лет назад пошел в лес за грибами и вдруг слышит: помогите! Бросил корзину и побежал в ту сторону, откуда доносился крик. Мне понравилось его замечание, что о грибах и ягодах он совсем не беспокоился, потому что в лесу никто не украдет. Солидный такой человек, весь день ходил по лесу, не хотелось, чтобы добыча пропала. Прибежал и видит: в болоте тонет мужчина. Трясина уже затянула его выше пояса. А у грибника был с собой немецкий топорик. Он стал рубить валежник и за два часа вытащил утопающего на сушу.
— Не думайте, — сказал он, — еле справился. Вода знаете как сопротивлялась… Давление, я же физику-то в школе учил.
— Здорово, — сказала я.
— Так вы же не знаете, что было дальше, — ответил грибник. — Потом этот человек меня нашел. И теперь я на 500 тысяч рублей в год ем что нравится и жизни радуюсь. И машина у меня есть, кого хочу на ней вожу, вот вас, например.
Оказалось, что все эти годы спасенный человек помогал моему водителю. Человек этот несколько лет назад умер, а его дети, исполняя завещание, ежегодно переводят на его счет 500 тысяч рублей.
— Вот, — закончил он, — хорошее дело — оно самому тебе хорошее. Какое на душу ляжет, а какое поддержит до самой смерти.
Довез до метро, бибикнул и уехал. А я так и встала посреди дороги. И не 500 тысяч меня поразили, а то, как этот старик, глухой, весь в старческих пятнах и морщинах, лучился.
■ ■ ■
Чтобы никого не обидеть, я никого не буду называть по имени. Тем более что по большей части волонтеры «Соломинки» сами об этом просят.
Часто спрашивают, как помочь, если мало денег.
Для людей, терпящих бедствие, такого понятия не существует. На 100 рублей можно купить половину курицы, сварить суп и накормить двух человек. Наш волонтер раз в два месяца отправляет на телефонный счет одной бабушки тысячу рублей. Эта бабушка воспитывает внука, который по воле спившейся матери несколько лет провел в собачьей будке. Для нее это незаменимое подспорье, и волонтер знает, какое славное дело делает.
Есть человек, который уже несколько лет ежемесячно отправляет тысячу рублей тем, кому трудней остальных. Звонит, спрашивает и потом докладывает: отправил.
Одна женщина опекает семью, о которой мы писали пять лет назад. Когда пирогов напечет, когда варенья наварит. Мальчику, который пять лет назад из-за болезни не умел ходить, а теперь учится в третьем классе, покупает скромную одежду и обувь. Обувь, говорит она мне, прямо горит. А чтобы не горела, она ездит на подмосковную ярмарку и там находит, что ей по карману и ребенку по размеру. Ко всем праздникам и дням рождения обязательно дарит небольшие суммы, чтобы люди сами купили, что им хочется. Я, говорит, всех подруг на это соблазнила, теперь вместе стараемся.
Человек, работающий на фирме, которая торгует медицинским оборудованием, постоянно помогает детям с синдромом Хантера и покупает для них очень дорогие инфузоматы (без которых невозможно капать лекарство, поддерживающее жизнь) и еще много чего. Помогает уже много лет, и узнаю я об этом только от родителей больных детей.
В Подмосковье живет семья с тремя детьми. Раз в неделю они ездят в детскую больницу. Помогают деньгами тем, кто лежит в боксах, покупают все необходимое, читают малышам книжки, чтобы их мамы могли отдохнуть или выйти на улицу.
Человек, сын которого умер от рака, помогает людям, у которых дома находятся неизлечимо больные дети. Когда нужно, возит в больницу, покупает памперсы, одноразовые простыни, специальное питание. Встает очень рано и любит, чтобы в это время звонили: «Чтобы я с утра знал, что нужен».
Один молодой человек пишет компьютерные программы и считает, что он зарабатывает больше, чем ему нужно на жизнь. Раз в месяц он переводит деньги одной из трех семей с тяжелобольными детьми. Раз в два месяца приезжает к ним по очереди и спрашивает, какая еще нужна помощь. В августе позвонил и похвастался, что отвез своим подопечным по три мешка картошки с огорода одноклассника, которого он тоже приобщил, как он выразился, «к помогательству». Одноклассник загорелся и теперь кроме даров своего огорода и погреба (он повар, сам солит капусту и консервирует овощи) раз в месяц передает родителям больных детей 2 тысячи рублей.
Состоятельная женщина, владелица туристической фирмы, уже несколько лет отправляет на отдых детей из нуждающихся семей.
Три подруги, продавцы магазина детской одежды, помогают одиноким мамам с маленькими детьми: ежемесячно переводят небольшие суммы, покупают одежду и обувь, поздравляют с праздниками.
Однажды человек, который от нечего делать позвонил по телефону «Соломинки», привез для детей-инвалидов 10 билетов на елку. Все дети были на колясках. Когда он узнал, какая это для них радость, стал покупать им билеты на самые лучшие представления. В прошлом году с гордостью похвастался, что ухитрился выкупить на сайте четыре билета на представление цирка Дю Солей и сам отвез детей туда и обратно.
Есть человек, которого я никогда не видела и знаю только по имени. После каждого выхода «Соломинки» он звонит и произносит одну и ту же фразу: здравствуйте, у меня образовались лишние деньги, не подскажете, кому… Второй звонок: отвез, спасибо за то, что дали возможность помочь.
Добра мало, но оно есть. И будет до тех пор, пока мы будем его строить, как тоненькую стенку, отделяющую нас от бездонной ямы зла. Для этой стройки нужны не деньги, а широко открытые глаза. А деньги потом найдутся.
Благодарим Антонину Васильевну, Александра Сучкова, Татьяну, Григория, Юлию Белову, Надежду Николаевну с мужем, Любовь, Елену, Николая, бабушку Васильеву, Алексея Д., Ольгу, Ирину Дмитриевну, Анну Степановну, Татьяну и Андрея, Александра и всех, кого не сумели назвать.
Звоните нам по телефону 8-926-033-29-85.
E-mail: solominkamk@gmail.com
Внимание: «Соломинка» уходит в отпуск с 20 сентября до 1 октября.