На сайте одного из интернет-магазинов, торгующих рабочей одеждой, модель стандартной телогрейки не без юмора названа «Уют». «С центральной застежкой на пуговицах, прорезными карманами, отложным воротником. Утеплитель: ватин в три слоя» — гласит лаконичная реклама. Фотография, помещенная рядом с информацией о товаре, тоже должна быть близка сердцу любого рабочего — с экрана улыбается здоровенный детина в телогрейке, натянутой по уши шапочке и джинсах. Только вот, как выяснилось, «Уют» уже давно ушел в историю.
— Телогрейки? — по голосу слышно: оператор даже не сразу верит, что кто-то в наше время готов приобрести партию ватников. — Нет, ну мы, конечно, можем узнать у предприятия, вдруг они еще выпускают ватники. Правда, номер их уже затерялся.
Оператор признается: телогрейки у них никто не заказывал уже минимум два года.
— Да и раньше привозили их в основном под заказ. Брали заводы, предприятия с небольшим достатком. Сейчас такой ассортимент хорошей рабочей одежды, комбинезонов, курток, что в телогрейках уже никто не работает.
А вот в другом магазине «МК» сообщили, что они, наоборот, к зиме заказали новую партию ватников.
— Знаете, начали спрашивать, — признается девушка-продавец. — В прошлую зиму у нас вся партия ушла. А что? Дешево, сердито. Цена на зимние куртки у нас начинается с полутора тысяч, а ватничек стоит всего-то 900 рублей. При этом ходить в нем можно до минус тридцати.
Берут в основном строители, дачники. Правда, продавец вспоминает, что в прошлом году подошла девушка, которая очень интересовалась маленькими размерами телогреек.
— Она хотела налепить принт, стилизованный под советское время. Вот только с размерами у нас напряженка. Самый маленький — 48–50. Ну а что вы хотите — рассчитана-то эта одежда на мужиков. Они, собственно, и покупают. Самый ходовой размер — 60–62.
Кстати, в советское время пошивом телогреек, рукавиц и прочей спецодежды занимались в колониях. Но и здесь нам объяснили, что переключились на более рентабельный товар.
— Телогрейки шьем, но только под заказ, — пояснили «МК» в Новооскольской детской колонии. — А заказов крупных, если честно, давно уже не поступало. В том году были единичные. Сейчас мы больше шьем школьную форму.
Тот же ответ мы услышали и на текстильных предприятиях для инвалидов.
Зато из массового производства этот предмет рабочего гардероба переместился в дизайнерские мастерские. Телогрейки, сшитые из павловских платков, расшитые бисером и даже стилизованные под армейский мундир XIX столетия, с позолоченными эполетами... Правда, свои шедевры дизайнеры называют «стеганками». «Немножко другой крой, стежка». Но корреспонденты «МК» особых отличий от эталонной телогрейки не заметили.
Цена на дизайнерский ватник начинается с десяти тысяч.
— Поэтому покупателей не так много, — делится модельер. — В основном это люди за сорок, гуманитарных профессий: преподаватели, архитекторы, искусствоведы.
— А иностранцы у вас покупают модели?
— Нет, для них это дорого...
Кстати, первым, кто решил сделать телогрейку модной, был Вячеслав Зайцев. По признаниям кутюрье, он еще в 1963 году создал ватники яркой расцветки. «После института меня бросили разрабатывать производственную одежду. А я тогда увлекался русскими народными мотивами. Вот и решил поэкспериментировать, — рассказывал он журналистам. — Потом по этому поводу был страшный скандал».
Может, пришло время, когда снова нужно обращаться за помощью к Вячеславу Михайловичу? В условиях, когда под санкции может подпасть все западное, нужно возрождать свой стиль. Вот и на открытии Олимпиады в Сочи наша делегация вышла в модных телогрейках. Наверное, готовились...
Анастасия Гнединская
ЧТО ДУМАЮТ ЗВЕЗДЫ
Стилист и телеведущий Влад Лисовец считает: «Отказ от европейской одежды может повлиять на людей, стремящихся красиво и дорого одеваться. На тех, кто действительно следит за модой, кому важен бренд. Боюсь, что эти санкции могут привести нас к тому, что мы будем выглядеть как в советские времена — одинаково!»
А вот продюсер и муж певицы Валерии Иосиф Пригожин не падает духом.
— Валерия уже давно тесно сотрудничает с российскими дизайнерами, и все они выглядят очень достойно, — сказал Пригожин «МК». — С такими профессионалами нам всегда есть и будет что надеть. С этим проблем нет. Будем выживать!
Иосиф также добавил, что теперь придется серьезно задуматься о концертных костюмах для Валерии импортного производства, которые семейная пара зачастую покупала в столичных бутиках.
Певица Корнелия Манго призналась, что не сильно расстроится, если западные бренды исчезнут с прилавков российских магазинов: «У меня много вещей от российских дизайнеров, и все они мне очень нравятся. Я не люблю массовые бренды, которыми у нас заполнены магазины, не признаю их. Меня устраивают наши профессионалы своего дела».
Актриса Ольга Дибцева тоже любит российские марки: «Мне кажется, они по качеству и фактуре ничуть не уступают западным брендам. Но, конечно, за границей я тоже люблю прикупить себе красивых вещей».
Мы позвонили в один из бутиков в центре Москвы, где обычно тусуются модники и модницы, не пропускающие ни одну новую коллекцию мировых брендов. И вот что нам сказали сотрудники магазина:
— Мы пока совершенно не понимаем, что нам делать и что будет дальше. Сейчас все находятся в недоумении. Будем ждать начальство и выяснять, какие действия нам необходимо предпринять...