— Родители как часть народа могут все или почти все, — уверен Олег Смолин. — Нужно только как следует захотеть. Кроме того, я знаю несколько случаев, когда родители добивались своего и через Интернет, и привлекая к проблемам прессу.
— Сколько уж родители боролись против образовательных холдингов — а объединение школ все идет и идет...
— С чем связано развитие холдингов в Москве: наиболее правдоподобная версия озвучивается нашими коллегами из исполнительной власти только в частных разговорах, не публично. Она примерно следующая: когда кончатся деньги, тогда вы поймете, для чего это делается. Когда создается большой комплекс, появляются возможности уплотнения и финансовой экономии. А что касается замены директоров при объединении в комплексы, мы неоднократно обсуждали эту тему с Исааком Калиной, и он мне говорил, что у нас все делается только с согласия попечительских или управляющих советов. Нет бумаги от управляющего совета, мы не реформируем, не объединяем школы, не меняем их директоров. Я встречаюсь в очередной раз с родителями и говорю: а как же — вы же сами приняли решение. А они мне объясняют: мы один раз приняли решение не объединяться, директора сняли и сказали, что он не умеет с нами работать. Во второй раз приняли решение не объединяться — директора сняли и сказали, что он не умеет с нами работать. На следующий раз управляющий совет от страха, что будет директор какой-нибудь совсем ужасный, согласился на объединение, то есть по доброй воле есть скипидар...
— А каково ваше отношение к крупным комплексам?
— Нет доказательств, что эти комплексы дают детям более качественное образование. Более того, многие специалисты уверены, что педагогический коллектив существует до тех пор, пока директор школы знает в лицо каждого ребенка и каждого учителя. То, что делается с комплексами в Москве, — это преднамеренное действие, которое исходит не из интересов образования, а из интересов финансовой экономии, а именно высвобождения имущества. То, что при этом могут пострадать дети, студенты, родители, учителя и т.д., мало кого волнует. Считается, что всегда можно доказать, что это делается для нашего же блага.
— Между тем сегодня даже в сравнительно небольших школах учителя вынуждены заниматься больше бумажной отчетностью, чем детьми.
— Российская система управления образованием страшно забюрократизирована — и это одна из главных бед. Посмотрите — российский Закон «Об образовании» 1992 года был вчетверо меньше, чем современный. Попытка зарегулировать все отношения в системе образования приводит к умерщвлению образования. Мой друг, директор школы из Омска, говорит, что в советское время бумаг было в 100 раз меньше, чем сейчас. Сейчас столько бумаг, что учителям абсолютно некогда заниматься детьми.
МЕЖДУ ТЕМ
Руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина считает создание образовательных комплексов благом:
— Объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В том числе в таких комплексах будет и дошкольное образование. У учителей появляется полноценная нагрузка, чего не было в маленьких школах. Ресурсы крупных образовательных комплексов позволяют подавляющему большинству московских школ преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне и вести любую профилизацию.
Объединение школ проводится на основании решения трудового коллектива, согласованного с родительской общественностью. Особое внимание уделяется объединению школ по их территориальному месторасположению и шаговой доступности в отношении друг друга, но при аргументированном описании целесообразности рассматривается и объединение школ на удаленном расстоянии друг от друга.