Закрытый гроб с останками Андрея Стенина был установлен на сцене Большого зала пресс-центра. На крышке гроба — одна из его фотокамер, которая осталась в Москве, когда он уехал в командировку.
С большого экрана улыбается Андрей: в каске, присев рядом с мальчонкой, мечтательно глядя в небо... Он рано поседел, каждый военный конфликт оставил в нем нестираемые следы и невидимые рубцы.
— Как настоящий фотограф, он делал картинку головой и сердцем, а камера была только посредником, — говорят про Андрея коллеги.
На боковых мониторах показывают работы Андрея из «горячих точек». Внизу подстрочник: Киргизия-2010, Египет-2011, Ливия-2011, Турция-2013, Сирия-2013, Ливан-2013, Киев-2013...
У гроба задерживаются ребята с рюкзаками и кофрами, в тяжелых ботинках и потертых джинсах. Фотокорреспонденты, что работают «в полях». Стоят, просят прощения...
Они знают неписаные правила военных фотокоров: подойти настолько близко, насколько это возможно, и остаться живым; заставить трагедию говорить, сопереживая, оставаясь при этом объективным.
— В Семеновке, ставшей камнем преткновения в блокаде Славянска, я видел, насколько четко Андрей работает, как сохраняет спокойствие, не суетясь, всегда зная, куда ступить и что делать через минуту, — говорит фотокор Андрей Краснощеков, который работал на юго-востоке Украины. — На линии фронта решить эти простые задачи бывает очень сложно. Не решил их Стенин в минуты гибели только потому, что оказался в ловушке под прямым смертоносным огнем.
Друзья все повторяют и повторяют: «Не можем поверить, что Андрея больше нет».
— Я работал с ним бок о бок практически на всех акциях оппозиции и митингах, начиная с 2009 года, — говорит блогер Рустем Агадамов. — У него всегда получалось быть в самой гуще событий. Я учился у него этому умению, а он никогда не отказывал в помощи — делом или советом. Пару раз он меня отбивал от задержаний, один раз мне пришлось буквально вырывать его из рук полиции на Триумфальной. Была в нем такая спокойная мужская уверенность, которая вызывала уважение и симпатию. Человек он был немногословный, но какой-то очень внутренне собранный, интеллигентный, доброжелательный. Это и притягивало к нему людей.
Начинается гражданская панихида.
— Мы гордимся тем, что Андрей Стенин работал у нас, — говорит руководитель агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев. — Он обладал азартом проникать на самую передовую, но тут одного азарта мало, надо еще обладать изрядной долей мужества. Меня сейчас спрашивают, чувствую ли я ответственность за смерть Андрея? Да, я чувствую ответственность за его смерть. Но я еще чувствую ответственность за то, чтобы агентство показывало правдивые события, происходящие на Украине. Андрей пожертвовал жизнью ради этих снимков, ради того, чтобы мир увидел правду. Он ушел от нас и стал бессмертен.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, обратившись к маме Андрея, сказала:
— Вы вырастили достойного сына, которым мы все гордимся! Благодаря его фотографиям мир узнал, что на самом деле происходит в Донбассе. Его снимки стали документальным подтверждением преступлений, совершающихся на Украине. Мог снимать из окопов, но был не из тех, кто будет прятаться за чужие спины, шагнул вперед и погиб.
За проявленный героизм президент подписал указ о награждении Андрея орденом Мужества. Коллеги добавляют: «Как горько, что посмертно. Война ходит по редакциям и добивает наших ребят».
Присутствующие отмечают, что на всех войнах журналисты надевают на себя жилетки с надписью «пресса», чтобы в них не стреляли. На этой войне такая жилетка стала главной мишенью для украинских националистов.
Мимо сцены идет нескончаемый поток людей. Распорядители не успевают приносить новые вазы для цветов. А те, кто пришел проститься с Андреем, крестят и крестят гроб с его телом.
Журналист Игорь Коц сказал, что пришел поклониться Андрею Стенину в том числе и от имени своего сына Саши и военкора Димы Стешина, которые, работая на Украине, нашли останки Андрея, и сейчас появилась возможность проститься с ним по-человечески и предать земле. Игорь Коц заметил, что Андрей Стенин остался недооценен как большой военный писатель и предложил издать его проникновенные военные дневники.
— То, что сегодня, по всей видимости, будет объявлено временное перемирие и прекращение огня — в этом и частичка того, что Андрей сделал своей работой, — отметил, в свою очередь, официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. — Я уверен, что Андрей сейчас смотрит сверху на нас и что он никогда не пожалел бы о том, что делал в своей жизни.
По воспоминаниям друзей, Андрей хотел, чтобы люди, глядя на его фотографии из «горячих точек», не говорили бы о жестокости, а задавались вопросом: как это все предотвратить?
Андрей будет покоиться на Троекуровском кладбище. Он не был женат, не оставил наследников. Его детьми были фотографии.
Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев сообщил, что будет учреждена ежегодная премия имени Андрея Стенина в области фотожурналистики. Этот вопрос будет обсуждаться на ближайшем заседании Союза журналистов Москвы.