За четыре дня ролик набрал больше четырех миллионов просмотров и тысячи комментариев. Большинство с авторами согласны:
«В России надо самому выживать - никто не поможет. Сам упал - сам встанешь...»
«Будешь помирать на Красной площади — никто даже не подойдет».
Впрочем, немало и таких, кто не верит в правдивость эксперимента. В той части ролика, которая снята в России, ищут монтаж, а авторов сделали чуть ли не сотрудниками американского Госдепа.
Впрочем, многие мыслят трезво: в Санкт-Петербурге парень просто плохо играл, вот никто ему и не поверил.
А может и правда Россия — страна глухих? И слепых.
Корреспонденты «МК» провели аналогичный эксперимент и убедились в обратном: равнодушных среди прохожих почти не было. Хотя бы несколько человек сразу хватали «занемогшего» репортера под руки и бросались звонить в «скорую». Так почему мы так не любим собственный народ? И кто чаще придет на помощь в такой ситуации? Об этом мы спросили у психолога.
Помочь или подобрать абажур?
Сразу признаем: наш эксперимент тоже кристально чистым не назовешь. Хотя бы потому, что роль «больной» пришлось играть молодой девушке, к которой, ясное дело, подойдут с большей охотой, чем к лежащему на парапете парню. Но что останавливаться будут почти все прохожие, мы не ожидали.
...Подземный переход около станции метро «Улица 1905 года». Иду, ели перебирая ногами, хватаюсь за голову. Но не успеваю прислониться к стене, как ко мне уже бегут две женщины: «Девушка, вам плохо? Помочь? «Скорую» вызвать?» Одна из прохожих, не дождавшись моего ответа, лезет в сумку за телефоном. Узнав, что это социальный эксперимент, обе говорят: «Нельзя же так, мы ведь испугались не на шутку».
Обе женщины признаются: они сами попадали в похожие ситуации и помогали им именно прохожие.
На следующем дубле на помощь мне выбегает водитель маршрутного такси — «плохо» мне стало напротив остановки. «Может, воды? Давайте доведу вас до остановки — потом сбегаю в магазин, «скорую» вызову», - не дослушав моего ответа, мужчина хватает меня под руки.
Останавливались все: пенсионеры, студенты. Даже парочка, целующаяся на лавочке в парке, тут же забыла о сантиментах и бросилась звонить в «скорую».
Но чаще всего останавливались приезжие. Причем, не только мужчины, но и девушки. Единственными, кто не подбежал с вопросом «вам помочь», оказались две женщины бальзаковского возраста, мило беседовавшие в парке. Пока я охала-ахала в двух шагах от них, дамы обсуждали, какой бы абажур лучше приобрести в кухню. Хотя, может, я просто плохо играла?
Социальный психолог: «Самые отзывчивые — приезжие...»
В комментариях к аутентичному ролику многие рассказывали, как их вытаскивали из искореженных машин после ДТП случайные попутчики, прохожие пытались сделать искусственное дыхание. Но большинство все же уверены: в России человек человеку волк.
- Почему так? Почему мы не верим ближнему?
- Низкая самооценка - характерная черта русского менталитета, - убежден социальный психолог Алексей Рощин. - Периодически она компенсируется ура-патриотическими воззваниями, когда рвут на себе рубаху и кричат, что русские — лучшие в мире и все нас должны уважать. Кстати, набивший оскомину вопрос «ты меня уважаешь?» ассоциирующийся у многих с пьяными русскими, как раз происходит из-за низкой самооценки. Произносящий эту фразу подозревает, что уважения к нему у других нет.
Что же касается самого ролика, это очень старый эксперимент, который описывается во всех учебниках по психологии. Реакция людей на улице не зависит от национальных особенностей, срабатывает психология толпы. Если человек падает посреди людного мегаполиса, меньше шансов, что ему станут оказывать помощь, чем если он упадет посреди деревни или маленького городка. Происходит перекладывание ответственности. Так как вокруг много людей, каждый думает: ему поможет кто-то другой, а мне надо спешить.
- Создатели ролика уверяют: очернить россиян у них не было цели, они передали ситуацию такой, какая она есть. Может ли быть так, что в США парню действительно помогло больше людей, чем у нас?
- Да, но дело здесь не в черствости. Просто у нас больше распространено бытовой пьянство. Таким помогают редко.
- А есть статистика, кому помогают чаще всего?
- Естественно, быстрее всего помогут девушке. Во-первых, она вряд ли будет напиваться до обморочного состояния, а значит, ей действительно плохо. Во-вторых, у любого мужчины просыпается инстинкт защитника. Этим объясняется и тот факт, что часто помогают пожилым людям. Но здесь важно, насколько человек опрятно выглядит. К человеку, от которого плохо пахнет, грязному вряд ли кто-то подойдет. На западе найти помощь у такого индивида шансов больше. Там очень распространена благотворительность, социальная активность. Многие там помогают бездомным. И шанс, что такой неравнодушный человек окажется в толпе, там больше. А на востоке, например, в Индии, к лежащему на дороге нищему вообще никто не подойдет. Там оборванцы — это часть пейзажа.
- Может, есть статистика, кто чаще помогает на улицах: молодые или пожилые?
- Больше шансов, что неравнодушным окажется человек приезжий, скажем, из деревни. Он еще не проникся психологией толпы, он привык сам брать на себя всю ответственность. Знает — если ты сейчас пройдешь мимо, другого сюда просто может не занести. Кстати, эта особенность часто находит отражение в кинофильмах: многие сюжеты строятся на том, что приехавший из глубинки человек бросается помогать людям, мимо которых проходят обычные горожане. К тому же у человека, который недавно попал в город, внимание работает по-другому. Замечали: коренные жители, идя по городу, будто окружены невидимой капсулой. Идут — наушники в уши, ничего не слышат и никого вокруг не замечают. Это защитная реакция горожанина. Для многих болезненно нарушение его личного пространства, для них некомфортно находиться в толпе, вот они и отключаются — ничего вокруг не замечают.
- Кстати, многие в интернете признавались, что проходили мимо занемогших людей. Не потому, что они черствые, просто боялись взять на себя ответственность.
- Да, и это тоже один из аспектов психологии толпы. Многие думают: я не знаю ничего о первой помощи, сейчас пройдет врач — и спасет этого умирающего.