Рассказ о планах на новый учебный год Министр образования столицы начал с успокоительной шутки:
- Я всегда под 1 сентября радуюсь, что я не директор цирка. Он обязан сказать – «У нас новый трюк!». А система образования – это не цирк, она очень консервативна, и это хорошо. Поэтому никаких кардинальных реформ, к которым не были бы готовы учителя и родители, в этом году у нас не будет.
Цифры, озвученные главой департамента, таковы. 1 сентября в детские дошкольные учреждения придут 420 тыс. малышей, а в школы Москвы — порядка 850 тыс. школьников — с учетом как государственных, так и частных школ. А темой первого урока в школах станет «Моя малая родина», где с учениками будут говорить о Москве и о России.
Практически все школы столицы в текущем году перейдут с шестидневной на пятидневную учебную неделю. Министр уверен, что управляющие советы и администрации практически всех школ примут такие решения. По поводу специальных уроков патриотизма и политинформаций в столичных школах, о которых много говорили в последнее время, министр отметил, что не видит в них необходимости, поскольку «школа и так учит приносить пользу миру, стране, городу, и в этом смысле этот урок патриотизма — это вся школьная жизнь».
Серьезное внимание будет уделено безопасности в московских учебных заведениях.
- Сейчас проходят очень серьезные проверки всех ЧОПов, которые охраняют школы, – сказал Калина. - Эти проверки проходят с участием МВД, департамента региональной безопасности и Общественной палаты РФ. Кроме того, накануне прошло заседание совета по комплексной безопасности, в котором приняли участие представители департамента региональной безопасности, МВД, ФСБ, МЧС и других структур, которые помогают обеспечить безопасность московских школ.
На острый вопрос об интеграции в общество детей мигрантов выступавший совместно с Исааком Калиной ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов отметил, что в Москве нет и не может быть ни одной специализированной школы для мигрантов:
- В Москве сейчас нет ни одной школы, которая была бы специализирована к обучению мигрантов. Такие примеры были до прихода Сергея Собянина. Сейчас этого больше нет. Иметь школы, где большинство учащихся не говорят или плохо говорят по-русски — путь к национальному гетто! Этот путь не соответствует национальной политике в Москве. Дети других национальностей должны быть включены в русскоязычное сообщество и учиться в обычных школах. Я надеюсь, что Москва избежит судьбы Парижа и других крупных европейских городов, которые несколько десятилетий назад совершили подобные ошибки.
Поскольку сегодня в школах внедряется множество новых технологий, одним из приоритетов московской системы образования является подготовка учителей к работе с новинками. Для обеспечения современных условий труда все московские учителя уже получили персональные ноутбуки, внедряются дистанционные формы работы и электронные сервисы, избавляющие педагогов от работы с бумагами.
Также во всех школах столицы внедрены многочисленные электронные и интернет-услуги для родителей, которые избавляют их от необходимости лично узнавать школьные новости, проводить оплату, передавая деньги с детьми, приходить к учителю и выяснять – не хитрит ли ребенок, рассказывая о своей успеваемости, и многое другое. Если говорить тезисно, каждой московской семье сегодня доступны:
- Электронная регистрация заявлений в учреждения, реализующие программы дошкольного образования.
- Запись детей в первый класс на Портале государственных услуг города Москвы.
- Электронная запись детей на обучение по программам дополнительного образования, на отдых и оздоровление.
- Оплата питания в школе через электронные карты.
- Информация о посещаемости детьми образовательных учреждений посредством смс-сообщений родителям.