Весь ужас этой истории можно уместить в нескольких цитатах. Цитата первая — воспоминания пассажира того рейса на форуме:
"Самолет, 200 человек возвращаются из Испании в Челябинск. У молодого человека неожиданно происходит остановка сердца. Бортпроводники кричат врачей, находится несколько человек на борту, в том числе и реаниматолог. Начинается непрямой массаж, кислород (несколько баллонов было на борту), в бортовой аптечке адреналин - вводится, реанимация проводится насколько это возможно в таких условиях.... Выясняется, что пролетаем над Москвой, отдана команда пилотам, самолет приступает к снижению, реанимационные мероприятия продолжаются в прежнем темпе. При этом пилоты предупредили Шереметьево, что нам нужна реанимационная бригада и требуется госпитализация.
Сели.
Заходят в салон две женщины в халатах (фельдшер и врач) и испуганно смотрят на нас, мы спрашиваем "Где бригада?". Нам отвечают "Какая бригада?".
Реаниматолог чертыхается, требует у вышеуказанных медработников аэропорта ларингоскоп, батареек в нем нет, в аптечке у них тот же набор, что и на борту. Мы 1,5 часа ждали реанимационную бригаду... А главный врач по смене Шереметьево, или как там его должность называется, вел себя вызывающе, грубо, когда его попросили о помощи и он начал совершенно по-дилетантски выполнять непрямой массаж, его прямым текстом послали...»
Цитата номер два — с сайта аэропорта «Шереметьево».
«Согласно регламента по “Обслуживанию больных пассажиров, нуждающихся в услугах медпункта, и пассажиров с ограниченными физическими возможностями”, который определяет действия персонала и служб при оказании медицинской помощи на территории аэропорта, к борту ВС прибыли амбулифт - специальный автомобиль для снятия пострадавшего пассажира с самолета и машина скорой помощи с бригадой врачей. Дополнительно была вызвана специализированная скорая помощь из ближайшего города. Медики аэропорта Шереметьево более часа оказывали медицинскую помощь и делали все возможное, чтобы стабилизировать состояние больного. Однако, в 6.35 медиками была констатирована биологическая смерть пассажира».
Цитата номер три — со странички вдовы Елены Чечиковой в соцсети:
«Еще более ужасно то, что виновные не признают свою вину. Они цинично продолжают утверждать, что вовремя оказали квалифицированную помощь. Несмотря на то, что пассажиры самолета стали свидетелями этой трагедии. И если оставить все как есть, то так и будут продолжать умирать люди от бездействия и равнодушия должностных лиц, которые обязаны прийти на помощь».
А вот что неофициально прокомментировала врач столичной «скорой помощи».
- Я знаю, что в аэропорту есть дежурные врачи. Находятся они там круглосуточно. Проведению первичной реанимации они научены.
Что касается обычной скорой, то нам до ближайшего аэропорта ехать в среднем сорок минут. Если пробки — то на дорогу потребуется два с лишним часа, даже если добираться с мигалками. Так что, кто тут виноват и почему не было оказано своевременной профессиональной помощи - надо спрашивать с сотрудников аэропорта. Так же могу сказать, если бы Артему помощь оказывали все 1,5 часа, пока ждали бригаду - поставили бы ему интубационную трубку, подсоединили кислород, продолжали массаж сердца, парень вполне мог бы и выжить. А то что в такой огромной организации, как аэропорт нет реанимационного набора, я в это ни за что не поверю.
На московском врачебном форуме еще один врач оставил свой комментарий: «Непонятно почему пациента не сняли с самолета и не перевезли в медпункт. Если этого не произошло, то вариант один: состояние больного было настолько тяжелым, что врачи не решились снимать его с борта, до прибытия реанимационной бригады. Не бывает у здорового молодого человека острых сердечных приступов. Учитывая возраст пациента скорее всего, хотя и не на 100 %, у него было спонтанный пневмоторакс. Лечится это состояние довольно легко, но в самолете и диагностировать и лечить его довольно сложно. В любом случае выводы, что смерть пациента в самолете была вызвана поздним приездом скорой, не верны».
Знаете, что особенно возмущает в этой истории? Даже не полное отсутствие согласованности в действиях медиков: оно, увы, для нас привычно еще со времен «Норд-Оста». А та омерзительная торопливость, с которой представители аэропорта попытались оправдаться. Ну ограничьтесь вы соболезнованиями и сообщите, что идет расследование, в конце концов просто промолчите. Нет, обязательно надо ляпнуть что-нибудь чудовищное по своей нелепости, причем конечно же со ссылкой на регламент. Неважно, что сотни пассажиров видели совсем другое. Неважно, что даже Минздрав предпочел не делать выводов до окончания разбирательства. Главное отрапортовать: я не я, и кобыла не моя.
«МК» будет следить за развитием событий.