Заразившаяся смертельным вирусом Эбола американская миссионерка Нэнси Райтбол, доставленная медицинским спецрейсом в больницу в Атланте, помещена под пристальное наблюдение врачей.
Работавшую медсестрой в Либерии 59-летнюю женщину перевезли из Западной Африки в Соединенные Штаты с теми же строгими мерами предосторожности, что и ее товарища по несчастью 33-летнего доктора Кента Брэнтли.
Американцев, подхвативших лихорадку Эбола, перевозили через океан в специальных боксах, в условиях полной изоляции от окружающих. Пришлось устраивать раздельный перелет – потому что самолет располагает оборудованием, рассчитанным лишь на одного человека. При этом и Кента, и Нэнси одели в специальные белые защитные костюмы. Но если доктор Брэнтли нашел силы самостоятельно войти в больницу, то женщину пришлось ввозить в госпиталь на каталке. Заболевших поместили в инфекционное отделение университетского госпиталя Эмори, надежно изолировав от людей.
Состояние обоих заболевших американцев улучшилось после того, как им дали экспериментальное лекарство, разработанное одной из частных биотехнических компаний из Сан-Диего. Это средство ранее было протестировано только на обезьянах.
– Я знаю, что Кент получает наилучшее из возможных лечение, – заявляет Эмбер Брэнтли, жена заболевшего американского доктора. Она видится с мужем в больнице каждый день – через непроницаемую стеклянную стену.
Стоимость лечения и транспортировки медиков-миссионеров составила $2 млн. – эти расходы легли на плечи благотворительных организаций, с которыми сотрудничали заболевшие.
Пока не существует никакой панацеи от лихорадки Эбола, вызвавшей, начиная с февраля, смерть примерно 900 человек в Африке. По оценкам экспертам, смертность среди заразившихся вирусом Эбола составляет около 60 процентов (работающие в Африке американские врачи считают, что уровень смертности мог бы быть ниже при наличии нормальной системы здравоохранения – при своевременном выявлении заболевания у заразившихся увеличиваются шансы на выживание).
Эбола – это название реки в Заире, в районе которой был открыт еще в 1976 году опасный вирус. По данным Всемирной организации здравоохранения, вирус Эбола в Западной Африке распространяется быстрее, чем врачи успевают взять под контроль очередную вспышку заболевания. Первоначальные симптомы болезни напоминают грипп. Вирус вызывает геморрагическую лихорадку, головные боли и слабость, развивающуюся в диарею, тошноту, проблемы с почками и печенью. У некоторых пациентов наблюдается внутреннее и внешнее (из глаз и десен) кровотечение. Распространяется заболевание при непосредственном контакте с больным, его кровью, органами или зараженной средой.
Нынешняя эпидемия лихорадки Эбола началась в Гвинее, откуда распространилась на Либерию, Сьерра-Леоне и Нигерию, в которой недавно подтвердились два случая заболевания, сообщает Би-би-си.
Андрей Яшлавский
Нынешнюю вспышку геморрагической лихорадки Эбола, вирус которой был открыт в 1976 году, можно без преувеличения назвать самой крупной в истории. Так, с момента открытия вируса и до начала новой вспышки в мире погибло 1648 человек. С момента начала последней вспышки зафиксировано уже более 1300 заразившихся; погибло почти 900 человек. Если учесть, что обычно летальность при этой болезни доходит до 90%, ситуация вызывает особую тревогу у специалистов. Тем более что ни прививок, ни лечения от лихорадки Эбола до сих пор не придумано.
Поначалу симптомы болезни, которую вызывает вирус из семейства филовирусов (всего пять подтипов), можно перепутать с рядом других вирусных инфекций, даже с гриппом (высокая температура, сильная слабость, мышечные и головные боли, першит горло). И все же развивается хворь стремительно — и почти сразу у пациента начинаются т.н. геморрагические проявления. То есть кровотечения из носа, глаз, ушей, кровавая рвота... Кровотечения бывают и внутренними. Кроме того, появляется сыпь и понос. «Симптоматика очень выраженная, ни на что не похожая», — рассказала «МК» заведующая кафедрой инфекционных болезней Первого МГМУ им. Сеченова Елена Волчкова.
Инкубационный период длится 2–21 день. Болезнь сопровождается рвотой, поносом, сыпью, внутренними кровотечениями и в конечном итоге приводит к тяжелому нарушению функций печени и почек. В большинстве случаев заразившиеся не выживают. И хотя летальный исход, по статистике, наступает в 90% случаях, последняя вспышка унесла «всего» около 65% жизней.
Доказано, что вирус передается через различные биологические жидкости — слюну, кровь, выделения. Поэтому болезнь можно подхватить, вступив в контакт с зараженным человеком или животным (обезьянами, шимпанзе, гориллами, а по некоторым данным, даже летучими мышами, антилопами и дикобразами).
Самое ужасное, что до сих пор от этой болезни не придумали ни прививки, ни лечения. По поводу разработки вакцины почти одновременно заявили российские и американские ученые. Глава нашего Роспотребнадзора Анна Попова на днях заявила, что соответствующим исследованием сейчас занимается Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» при ведомстве. А американцы пообещали выпустить вакцину уже в 2015 году.
Американский доктор, заразившийся вирусом в Африке, сегодня получает лечение экспериментальным препаратом, созданным на основе иммуноглобулина, — то есть сыворотки, полученной из крови человека, который переболел, но выздоровел. Вроде бы лечение эффективно. От заражения же, как говорят специалисты, может спасти только «противочумный костюм» — вирус передается даже с потом и слюной.
— На сегодня единственный способ профилактики — это изолировать нашу страну от приезда сюда зараженных, то есть установить кордоны в аэропортах, — говорит Елена Волчкова.
Почему инфекция стала вести себя так агрессивно, можно только догадываться. Возможно, это связано с активным освоением африканских территорий. А может, не обошлось и без биотерроризма. Тем не менее борьба с лихорадкой сейчас превратилась в общемировую проблему — вчера по поводу ее распространения было даже созвано экстренное заседание ВОЗ.
Екатерина Пичугина