«Рельсы в степи? Это нереально!»
Но в этом году юбилейный - уже 25-й по счету - старт сезона оказался под угрозой срыва. До конца июля ждали первых гостей-отдыхающих в пансионате. И наконец-то «дали ток» на линию! В 1,5- километровый путь к морю отправился состав из двух стареньких немецких «готов», несмотря на все проблемы переходного периода в Крыму. Вместе с местными жителями пассажирами первого рейса этого лета стали дети с Дальнего Востока. Но у этого события был еще и грустный подтекст – впервые трамвай ушел от ворот пансионата без Татьяны Ивановны Чистяковой, благодаря которой в Крыму и появилось это «электрическое чудо».
- Меня долго не отпускали на пенсию, - бодро, но с грустными нотками в голосе рассказывает «МК» Татьяна Ивановна, руководившая здравницей с 1970 года. – Мне ведь уже 74 года, а акционеры наши боялись, что без меня не справятся. Ну вот наконец-то и передала управление в руки молодых. Конечно, все равно беспокоят – нужны мои советы и консультации, ну и я не могла не навестить свой любимый трамвайчик. Рада, что он снова в пути.
10-минутный проезд без остановок превращается в короткое романтическое путешествие с сюрреалистическими ощущениями: типичный стук колес и дребезжание старого трамвая, а за окном – степной пейзаж с безграничной пустотой и гигантские телескопы Центра дальней космической связи. Немецкий трамвай в крымской степи – проект из разряда фантастических, который реализован и своим существованием удивляет всех неравнодушных людей. И трамвайное движение в нетипичной для городского транспорта местности организовала женщина, причем в то время, когда в больших городах Советского Союза трамвай вытесняли с улиц на задворки истории.
- Это была моя заветная мечта, но много лет я не знала, как подступиться к ее осуществлению, - вспоминает Татьяна Чистякова. - Наш пансионат рассчитан на 450 человек, и подвозить людей к морю на автобусах ЛАЗ всегда было неудобно: в салоне жарко и тесно. А строить ближе его нельзя было по объективным причинам: зимой озера разливаются и всё вокруг затапливает. Я искала какой-то более удобный транспортный вариант для наших отдыхающих. И случай в 87-м свел меня с представителями Коростенского отделения Юго-Западной железной дороги. После трагических событий на Чернобыльской АЭС они искали пансионат, куда можно было бы вывозить на оздоровление своих работников из загрязненной зоны. Но у нас же лишних путевок не было, пришлось договариваться с ними о долевом участии в развитии здравницы. Так и вышли на совместное решение транспортного вопроса. Сначала думали о дрезине, но она работает на бензине, и это бы наносило ущерб экологии, вокруг же озера с целебными грязями. А трамвай – самый безвредный для природы вид транспорта. Мы сделали расчеты и составили смету, которую я поехала утверждать в Крымское областное управление сельского хозяйства. Начальник управления Григорий Мартынец смеялся надо мной: «Да ты что, Татьяна?! Как это трамвай в селе? Да нереально это!» Там настолько несерьезно, с улыбкой, восприняли наш проект, что все документы мне подписали!
«Взрослые мужики радуются как дети»
Весной 1989 года специалисты из Коростеня проложили трамвайный путь к морю, купили три стареньких немецких вагона «Gotha» у Евпаторийского трамвайного управления, и с открытием курортного сезона началось регулярное движение. (Примечательно, что именно в это время впервые пустили трамвай и в мексиканской Гвадалахаре: эти трамвайные системы – ровесницы). Проезд стоил всего 5 копеек, в прошлом сезоне – 1,5 гривны, а сегодня – 7 рублей.
- «Зайцев» ловить мне ни разу не доводилось, - говорит кондуктор Людмила Костюк. – Все туристы стараются приобрести билеты на память о проезде в нашем трамвае, а всех местных я знаю в лицо и по именам, поэтому у меня не пошалишь. Хотя мальчишки иногда пытаются. В разгар сезона трамвай выполняет за день 30 рейсов и перевозит более 3 тысяч пассажиров. 50-летние вагоны-старички выдерживают эту нагрузку.
- Немецкое качество! - поясняет не без гордости за «готу» главный энергетик системы и вагоновожатый Александр Семенченко. – Днище до сих пор без признаков коррозии, а когда электрику вскрываешь – заводские провода, как новые. Так как трамвай ходит по одной линии туда и обратно, то два моторных вагона соединили, чтобы можно было ходить в обе стороны без разворота. Они в Евпаторию поставлялись с 54-го по 57-й год. На таких же я работал на городских линиях с 1980-го по 1985 год., а сейчас я в трамвайном управлении работаю электромонтером тяговых подстанций. Сюда меня пригласили поддерживать вагоны в рабочем состоянии, и я еще их вожу. Работаю посменно: день в Евпатории, день – здесь.
Трамвайное движение в селе всегда поддерживалось только благодаря энтузиазму Татьяны Ивановны. За 25 лет истории сельского трамвая она стала настоящим экспертом: знает об устройстве пантографа и стрелочного механизма, кто их может наладить и где достать на замену шпалы. Трамвайный путь находится под охраной, ведь ради него в Молочное специально приезжают люди из Ассоциации трамвайных клубов Швейцарии, Германии и Чехии.
- Взрослые мужики, а радуются трамваю как дети, - улыбается Татьяна Ивановна. – Гладят его, целуют, фотографируются.
Книга рекордов «МК»
Трамвайной линии в Молочном принадлежат два мировых достижения. Это самая короткая трамвайная линия на планете – всего 1800 м (в Волчанске Свердловской обл., который претендует на прописку в Книге рекордов Гиннеса как самый маленький город в мире, где есть своё трамвайное движение – 7500 м), и единственная построенная в сельской местности.
Кроме того, сегодня это самые старые узкоколейные трамвайные вагоны, которые находятся в эксплуатации на просторах СНГ ( а возможно, и в мире). Два моторных вагона разных типов в одной сцепке: «Gotha – Т57» с двухсторонним выходом и «Gotha – Т59Е» с дверями на одной стороне выпущены в 1957 и 1959 гг на заводе города Гота (ГДР) и работают уже более полувека!
По словам инженера Александра Семенченко, который обслуживает эти раритеты, на постсоветском пространстве уже не осталось подобных «готов» в рабочем состоянии:
- Пять таких же до недавнего времени еще работали на линиях в Евпатории, но они уже реставрировались с заменой деталей и модернизацией некоторых узлов, а у этих все осталось, как и было.
Особую ценность для коллекционеров проездных билетов представляет и талончик, серию которых каждый год с учетом изменения цены печатали в Новой Каховке. Нигде больше в мире нет сельских билетов для электротранспорта — только в Молочном! И в этом сезоне используется последняя «украинская» серия, оставшаяся с прошлого года, но уже с рублевой российской надпечаткой.
А самый знаменитый пассажир этого трамвая – Олег Иванович Янковский. Его персонаж – писатель Оди Атрагон - «катался» здесь в фильме «Терра инкогнито» (1994).