Наш гость, по его собственному признанию, камлает по монгольской и тувинской традиции — только на культовые праздники либо по просьбе правительства. Карагай относится к разновидности «шаман-волк» и посвящён в четыре традиции шаманизма - монгольскую, северную, казахскую и тувинскую.
В местностях, где шаманизм и в наличии, и в почете, если надо разогнать тучи перед общенародным праздником или вызвать дождь во избежание засухи традиционно обращаются к шаманам. Это местному правительству и дешевле, и экологичнее, чем палить химикатами по облакам из пушки. А по степени вероятности исполнения прогнозов метеослужбы и шаманы примерно на одном уровне. В Туве, Калмыкии и Бурятии шаманы вообще постоянно консультируют республиканское правительство по вопросам природопользования и экологии — это не афишируется, чтобы не смущать мировую общественность, но особо и не скрывается. На территории Саян и Алтая шаманы издревле были и лекарями, и астрологами, и метеорологами, но главная роль жизни каждого из них — направлять в нужное русло судьбы людей, предупреждая их о природных катаклизмах или предотвращая их.
Наш гость рассказывает, что родился в Хакасии, а шаманом стал в 12 лет, когда умер его дед-шаман.
- Я знал, что мой дед — шаман из рода Черных Волков, - вспоминает Карагай, - но он никогда не говорил со мной об этом, не передавал свое мастерство. А когда он умер, я почувствовал что-то странное. Со мной стали разговаривать духи. Если такое происходит в местностях, где не знают, что такое шаманизм, таких людей, с которыми начинают общаться «голоса», могут отправить в сумасшедший дом. К счастью, у нас есть древние традиции — и близкие поняли, что я стал шаманом. Заблуждение думать, что шаман — колдун. Шаман — это инструмент, посредник, который может договориться с духами природы или силой заставить их что-то сделать. В православии про нас говорят одно — сжечь! Мы же язычники. Хотя в Хакасии шаманы крещеные, и я тоже.
Карагай объясняет, что на шамана невозможно выучиться — чтобы им стать, нужно не только унаследовать дар от кого-то из предков по своей половой линии (мальчики — у отца, деда, прадедов, девочки — по материнской линии), но и получить волю этого предка передать дар именно вам.
Поднявшись на крышу, шаман-волк громко забил на жару — в бубен. Крыша редакции сотрясалась, а все присутствующие вошли в приличествующий случаю транс. Шаман камлал дождь, и вокруг правда поднимался ветер. Через полчаса все кончилось.
- К ночи ждите ливень, - важно заявил шаман.
Мы испуганно пообещали ждать. Вдруг все действительно так просто? А мы в ответе за тех, кого обкамлали.
На вопрос «как вы относитесь к вызову дождя путем шаманских ритуалов», иеромонах Димитрий Першин сказал, что «это все равно что просить света у электрической лампочки, не договорившись с электриком»:
- Причина «небесных санкций» - всегда в человеческих грехах. Если засуха в природе, значит, засуха в человеческих душах и Бог хочет, чтобы мы омыли их слезами покаяния. Засуха — это не повод просто молиться о дожде, засуха это повод заглянуть в свое сердце.
А в Международном Союзе православных женщин в лице Натальи Лясковской уточнили, что, поскольку засуха всегда была большой бедой, решали этот вопрос любыми доступными средствами без лишней щепетильности:
- Засуха — это смерть, поскольку выгорали урожаи, не хватало воды, начинался голод, эпидемии, пожары. Земледельцы и другие сословия — ведь все от куска хлеба зависят — молились о ниспослании дождя кто как умел. Но в России, где основной религией свыше тысячи лет является православие, люди обычно обращаются к его священнослужителям. Если долго нет дождей, по просьбе верующих служатся особые молебны Господу нашему, где есть такие слова: «Даждь дождь земле жаждущей, Спасе...»
В Мемориальной мечети на Поклонной горе нам сказали так:
- Никакого отторжения к шаманам мы не испытываем и уж тем более не призываем никого жечь. Просто в нашей религии каждый верующий может напрямую обратиться к Всевышнему и попросить его о чем угодно — хоть о дожде, хоть о чем-то лично для себя. А посредники для общения с Богом нам не нужны.