Этот маленький лик и фрагмент фигуры с одеянием – абсолютная сенсация с точки зрения истории искусства, рассказал «МК» руководитель экспедиции Института археологии РАН Леонид Беляев. Датирована фреска 1293-м годом. «Мы, наконец, можем увидеть, как выглядело хотя бы одно монументальное живописное произведение в послемонгольской Руси XIII века», - пояснил ученый. Огромный с точки зрения историков архитектуры и искусства период (целых 75 лет начиная с 1220-годов) до этой находки был неизучен. Встречались отдельные фрагменты живописи того времени, но ни одного целого архитектурного памятника, а главное – ни кусочка резьбы или фрески в центральной России, которая была бы создана после монголов.
Найден ценный артефакт был в ходе третьего сезона раскопок на территории Тверского Кремля. Экспедиция Беляева трудится на месте, где веками возвышалась одна из главных русских святынь — Спасо-Преображенский собор, с 2012 года. «Эта находка сделана в одном из самых важных центров того периода истории, в Тверском княжестве – признанном центре Севера Руси, с которым Москва на рубеже 13-14 веков еще не могла соперничать», - отмечает Беляев. Кроме того, историкам этот артефакт смог рассказать о живописцах того мрачного времени. Ученые утверждают, что в стилистике найденной фрески прослеживается не только византийская традиция, несущая явный отсвет раннехристианского, классического искусства, но и элементы готики. «Это были приглашенные мастера, вероятно из Византии, уже впитавший западноевропейские влияния. Это же был единый мир, люди тогда передвигались намного активнее, чем нам кажется», - говорит Беляев.
Но были в этом сезоне раскопок и другие, не менее ценные для истории находки. Остатки средневекового белокаменного фундамента Спасо-Преображенского собора, построенного в период с 1285 по 1290-е годы. За свою многовековую историю храм несколько раз перестраивался, а в советское время и вовсе был стерт с лица земли. В эпоху расцвета Твери и в годы ее ожесточенного соперничества с Москвой здесь хоронили князей и епископов города, рассказывают историки. Сюда же в 1319 году положат тела князя Михаила Ярославича, привезенное из Орды через Москву, а затем и отомстившего за него сына Дмитрия Грозные Очи, казненного в Орде в 1325 году. В 1935 году храм был взорван. На его месте появился скульптурная композиция: сидящие на скамейке Сталин и Ленин. Теперь же останки святыни наконец извлечены из-под спрессованного веками грунта. Как рассказал Леонид Беляев, найденный фундамент XIII века уничтожали по меньшей мере дважды, повредив все культурные слои и даже песчаный материк, в котором выкопаны рвы. Несмотря на то, что собор был сделан из прочного белого камня, до нас дошло не более пяти кубометров тесаных блоков и единичные резные детали. Это мелкие камни с резьбой абстрактного (плетенки разных типов), растительного и анималистического характера. Также на сегодняшний день собрано более тысячи керамических плиток от полов.
Помимо этого, археологи обнаружили древнее кладбище в центральной и восточной части собора: хоронить на нем начали задолго до постройки каменного храма. Находки в захоронениях могут датироваться XII-XIII веком. Это проволочные перстнеобразные височные кольца, стеклянные бусы, бронзовые пуговицы, налобные венчики из тканей (в том числе с золотым шитьем).
А в восточной части раскопа, за пределами собора, обнаружены подвалы двух деревянных построек XVI-XVII века. Здесь историки нашли целый клад: серебряные монеты эпохи Ивана IV, двойной денарий короля Сигизмунда III, клад монет начала XVII века в керамическом сосуде, бронзовые перстни и браслеты.