До того, как принять участие в одном из наиболее ужасающих актах человеческой истории, выходец из Пенсильвании Теодор Ван Кирк во время Второй Мировой войны воевал в Европе.
Двадцатичетырехлетний Ван Кирк был штурманом самолета во время первой в мире атомной бомбардировки. 6 августа 1945 года американская «суперкрепость» B-29 «Enola Gay» (самолет был назван в честь матери пилота Пола Тиббетса-младшего), на борту которой находились 12 членов экипажа, сбросила на Хиросиму атомную бомбу «Малыш» (Little Boy). К концу того года число жертв этой бомбардировки оценивалась в 140 тыс. человек – при том, что в Хиросиме тогда насчитывалось 350 тыс. жителей.
По словам Ван Кирка, хиросимская миссия была относительно легкой – с земли не велось зенитного огня. Зато после того, как взорвалась атомная бомба, самолет очень сильно тряхануло. По его словам, через 43 секунды после сброса бомбы он увидел вспышку взрыва, а ударная волна достигла самолета.
«Весь город был покрыт дымом, пылью и грязью, – вспоминал потом американец. – Это выглядело как горшок с черной кипящей смолой. А по окраинам городам был виден огонь».
Как известно, через три дня после бомбардировки Хиросимы – 9 августа 1945 года – американцы сбросили еще одну атомную бомбу «Толстяк» (Fat Man) на другой японский город – Нагасаки. Там погибли около 70 тысяч человек...
После окончания войны Ван Кирк изучал химические технологии и работал в компании DuPont на высоких должностях.
Как-то «Голландец» рассказал журналистам, что зрелище того, что наделала одна атомная бомба, поселило в нем нежелание видеть подобное еще раз. Но в то же время штурман особого раскаяния не испытывал и выступал в защиту применения атомной бомбы против японцев, называя ее меньшим злом по сравнению с продолжением воздушных бомбардировок Японии и возможным американским вторжением.
– Я никогда не извинялся за то, что мы сделали в Хиросиме и никогда не буду, – сказал он в одном из интервью. – Нашей миссией было положить конец Второй Мировой войне, и все. Если бы мы не бросили эту бомбу, невозможно было бы заставить японцев капитулировать...
«Эта бомба действительно спасла жизни, несмотря на огромное количество жертв в Хиросиме и Нагасаки, поскольку в ином случае масштаб уничтожения в Японии был бы ужасающим», – сказал как-то Ван Кирк. По его словам, речь не шла о том, чтобы сбросить бомбу на город и убить людей: «Были уничтожены военные объекты в городе Хиросима, – оправдывался американец, – самым важным из которых была армейская штаб-квартира, ответственная за оборону Японии на случай вторжения. Ее пришлось уничтожить».
Командир экипажа Enola Gay Пол Уорфилд Тиббетс-младший, дослужившийся до звания бригадного генерала, также не испытывал больших угрызений совести в связи со своим участием в бомбардировке Хиросимы. Он умер в 2007 году в возрасте 92 лет. Довольно долгую жизнь прожил и сбросивший атомную бомбу на Нагасаки Чарльз Суини – он умер в возрасте 84 лет, до конца своих дней отстаивая необходимость ядерных бомбардировок.
Добавим, что Соединенные Штаты так и не принесли извинения за атомные бомбардировки японских городов, которые вполне «тянут» на военные преступления. Официальный представитель США на памятных мероприятиях в честь жертв хиросимской трагедии побывал впервые лишь в 2010 году. Но даже присутствие там американского посла у многих американцев вызвало критику – например, сын пилота Enola Gay с осуждением назвал это “молчаливым извинением”. Неудивительно, что проведенный пять лет назад по заказу университета Квиннипиак (штат Коннектикут) опрос показал, что 61% опрошенных поддержали атомную бомбардировку японских городов, при этом лишь 22% респондентов сочли это решение было совершенно неоправданным...
Похороны Ван Кирка запланированы в его родном городе Нортумберленд в Пенсильвании на 5 августа – за день до 69-й годовщины американской ядерной бомбардировки Хиросимы...