Судья Александр Замашнюк за чтение приговора в Мосгорсуде принялся в час дня, а закончил в одиннадцатом часу вечера. Все эти восемь с лишним часов присутствующим в зале пришлось отстоять на ногах, как того и требует закон. Кстати, зачитывающие текст приговора судьи несколько раз менялись.
Обычно в случае «долгих» приговоров суд делает перерыв и продолжает на следующий день, но не в этот раз. Адвокат Дмитрий Аграновский связывал это с намерением активистов ответить на обвинительный приговор акцией. Естественно, никаких шествий не случилось: измученные стоянием на ногах слушатели еле расползлись по домам.
За организацию массовых беспорядков на Болотной площади Удальцову и Развозжаеву дали по 4 года и 6 месяцев колонии, а Развозжаев еще и должен выплатить 150 тысяч рублей штрафа. Впрочем, прокуратура просила для них по 8 лет, так что, можно считать, дешево отделались. Приговор полностью совпал с прогнозом «МК», сделанным на основании сравнения сроков, полученных другими фигурантами «болотного дела», со сроками, которые просило обвинение. Мы прогнозировали Удальцову и Развозжаеву по 4 года 7 месяцев — и ошиблись всего на один месяц.
В общий срок засчитывается время, уже проведенное под стражей до суда. Развозжаев, арестованный раньше координатора «Левого фронта», проведет на нарах еще 2 года и 10 месяцев, а Удальцов — 3 года и 1 месяц. Освободятся они в год 100-летия Октябрьской революции — глядишь, еще успеют на акции к юбилею...
Интересно, что в процессе судебных слушаний Уголовный кодекс успели отредактировать. Если раньше 212-я (организация массовых беспорядков) каралась сроками от 4 до 10 лет, то в новой редакции — от 8 до 15. На приговоре председательствующий Замашнюк сделал ремарку — судят Развозжаева и Удальцова по «старой версии».
О том, что случится с «уличным» протестом после посадки Удальцова, мы спросили лидера «Другой России» Эдуарда Лимонова. «Оппозиция была до Удальцова, Навального, будет и после них, — считает политик. — Был, в конце концов, 1993 год, Марши несогласных, Триумфальная площадь. Ничего, посидят, выйдут. Срок дали смехотворный, детский — повезло. С уличной оппозицией не произойдет ни-че-го. Внимание всех направлено на Украину — оппозиция уменьшилась во множество раз, еле-еле существует».
Дарья Митина, один из руководителей «Левого фронта», рассказала «МК»: теперь организация будет активнее поддерживать политзаключенных, устраивать пикеты и акции солидарности. На приток «новой крови», впрочем, Митина не надеется: оппозиционное движение, по ее мнению, переживает естественный спад. «Не исключаю, что Удальцову удастся объединить вокруг себя все левые силы, сплотить вокруг себя, пусть и будучи в тюрьме, всех сколь-либо активных сторонников», — указала Митина.
После объявления приговора — еще в зале суда — Удальцов объявил бессрочную голодовку. Ему не привыкать: почти каждый административный арест левого активиста заканчивался именно этим. Из-за сухих голодовок политик бывал в реанимации и заработал язву желудка. По сообщениям представителей ФСИН, Удальцов переведен в одиночную камеру. «Он переведен под наблюдение врачей. Претензий на содержания в СИЗО не имеет», — отметил представитель управления столичного ФСИНа Сергей Цыганков.
Как рассказал «МК» адвокат Дмитрий Аграновский, Леонид Развозжаев может подать на УДО уже через несколько месяцев. Несмотря на «особо тяжкую» квалификацию дела, для досрочного освобождение отсидеть нужно половину срока. Сергей Удальцов на УДО может до 2015-го не рассчитывать.
Сторона защиты уже заявила: приговор будет обжалован в Верховном суде.