Нет сомнений: школьный предмет, в рамках которого изучается национальный язык страны, является особым. Тем более в России, где русский — и средство межнационального общения, и язык преподавания. Не зная его, не сдашь ни один экзамен: в Общественной палате уже всерьез заговорили о том, что «албанский язык», на котором ребята общаются в Интернете, стал мешать им понимать смысл экзаменационных заданий. Отсюда и соответствующие итоги ЕГЭ.
Впрочем, с обучением школьников у нас и без всякого «албанского» проблемы: об этом свидетельствуют впервые не искаженные массовыми приписками итоги ЕГЭ этого года. Количество «неудов» по обоим обязательным предметам (русский язык и математика) оказалось запредельным. Причем не только для нас, обывателей, но и для властей, принявших беспрецедентное решение о снижении минимального порога школьной «тройки» по математике с 24 до 20 баллов, а школьного русского — с 36 до 24 баллов. В противном случае на улице остались бы десятки тысяч молодых людей, а это огромная головная боль. Но только ли в русском языке все дело?
Начать с того, что минимальные пороги пришлось понизить не только по русскому, но и по математике. И то, что по русскому минимум просел на 12 баллов, а по математике «всего» на 4, вовсе не означает, что по «великому и могучему» дела обстоят втрое хуже, чем в области «царицы наук». Просто уровень оценок по математике опустили ниже плинтуса авансом. А русский подтянулся к этому уровню лишь сейчас. Более того. Падение результатов коснулось и всех других школьных предметов: в среднем по сравнению с 2013 годом оно составило 10 пунктов. Причем по русскому, что примечательно, снижение минимальное: с прошлогодних 63,9 до 62,5 балла. А вот, к примеру, по химии оно составило 13 баллов (с 68,6 прошлогодних до 55,6 в этом году), а по английскому языку — 11,8 (с 73 до 61,2).
Вывод очевиден. Необходима ревизия всего нашего школьного образования, включая, конечно, и программы по русскому языку. Что именно надо исправить, «МК» рассказали специалисты.
Учитель русского языка и литературы московской школы №1308 Сергей РАЙСКИЙ:
— Думаю, что дело не в программе изучения русского языка в школе. Результаты ЕГЭ этого года показывают, что аналогичные проблемы возникли со всеми школьными предметами. И объясняется это очень просто: многие выпускники надеялись, что, несмотря на все угрозы, они и в этом году смогут списать, а потому не готовились к экзаменам. И в итоге просчитались.
Когда государство снижает минимальный балл, назвав двоечников троечниками, и фактически дарит им аттестаты, это, как мне кажется, выдвигает в число первоочередных задач не реформу школьных программ, а определение основных ориентиров — чего государство хочет от школы и от ее выпускников. А уж если менять программу, то только так: вернуть полноценный статус предмету «литература»! Сегодня литературу низвели до уровня никому не нужного урока, который дети просто «отсиживают». Между тем основная причина провалов по русскому языку — нечитающие дети. А без развитых навыков чтения русским языком не овладеть.
Глава Предметной комиссии по русскому языку Ирина ЦИБУЛЬКО:
— Во-первых, надо внимательно посмотреть учебники по русскому языку и понять — нужны ли существующие ныне серьезные отличия между ними, или это, скорее, мешает обучению. Во-вторых, надо посмотреть программы изучения русского языка и, что очень важно, выяснить, как учителя интерпретируют нормативные документы, и прежде всего федеральные государственные стандарты, ведь в конечном итоге обучение ученика — это дело учителя. Важный момент — и уровень профессиональной подготовки самого учителя. Не будем забывать: наши дети не хуже и не лучше, чем раньше, просто они другие. А мы это не всегда учитываем. И, наконец, нужны новые методики изучения русского языка — именно об этом и говорил президент. В плане таких методик у нас сделано очень много — надо лишь использовать эти достижения с максимальной отдачей! Крайне важно также, не забывая о современных зарубежных методиках, использовать опыт блестящих отечественных методистов. Без этого, думаю, дело будет провалено.
Директор Института содержания и методов обучения РАО Михаил РЫЖАКОВ:
— Если поменять только программу изучения русского языка, ничего не изменится. Нужно менять методическую систему обучения: видно, многие приемы, которые сейчас применяются, не срабатывают. Но это беда не только изучения русского языка, а всей нашей школы в целом: дети не хотят учиться, учителя не в состоянии ответить на самые простые вопросы, а вузы жалуются на крайне слабых абитуриентов. Этот итог — результат нашего общего некритичного отношения к образованию последних лет, внедрения непродуманных новшеств и длившегося десятилетиями нежелания государства заниматься образованием, и уж тем более качеством образования. В последнее время, правда, отношение государства изменилось в лучшую сторону. Но мы уже пожинаем плоды тех лет, и больше всего я опасаюсь, что вместо принятия системного решения мы вновь начнем латать тришкин кафтан.