«Бесы» показали в воскресенье, 25 мая, в день президентских выборов на Украине. Я-то этого даже не заметил, не сопоставил, но один мой демократический коллега сразу усек. Ну да, «Россия 1»: в 17.50 первые две серии, затем два часа от Дмитрия Киселева в «Вестях недели», потом опять Достоевский, и, наконец, в ночь Владимир Соловьев со своим «Воскресным вечером». Не забудем, не простим!
Значит, нам мягко намекали? «Бесы» — это Яценюк, Турчинов, Тимошенко? Да, так можно с ума сойти, если подставлять любую актуальную политическую ситуацию под заданный ответ. А другие себе подумают, что «Бесы» — это донецкие и луганские ребята, кто-то укажет на «болотных», а отдельные товарищи, не будем показывать пальцем, могут перевести стрелки вообще невесть куда. Вот такое кино.
Не стал бы об этом писать, если бы не наша повальная политическая болезнь, отраженная в массовом нагромождении новостных и аналитических ТВ-программ. Теория заговора forever. Даже известный «гражданин и поэт» стал пенять Хотиненко за то, что тот сделал из Верховенского очень плохого человека. «Гражданин поэт» так много о себе думает, видит в революционере себя, любимого? Вот до чего доводят «треугольные дела».
А Хотиненко просто снял фильм на тему любимого Достоевского. Он сам, как Достоевский, уже вполне похож. И начал он его еще до всякой Украины. Хотя все равно несогласные будут думать, что ему это заказали. Только кто у нас на заказ не работал. Даже Микеланджело. Даже Окуджава, написавший таким образом «Горит и кружится планета…» для «Белорусского вокзала», одну из самых пронзительных песен о войне.
Да, был у Хотиненко «1612», который уж точно его попросили сделать к новоиспеченной дате национального единства — 4 ноября. Но он все-таки мастер и ниже своего безусловно высокого уровня никогда не опустится. Вся наша жизнь — один сплошной Достоевский, его куда хочешь можно подставлять, в любое русское время — не промахнешься. Поэтому наплевать на политику, давайте лучше о кино. «Россия» нас балует подобными заумными показами примерно раз в год, не больше. А в остальное время там идут другие отечественные сериалы. Ну очень другие и очень отечественные. Так что уже на общем фоне «Бесов» стоит выделить.
Рваный стиль, нервный, черно-белая картинка. Ненормальность, чертики в глазах почти у каждого персонажа. И где-то рядом притаилось смертоубийство. Это Достоевский, господа! И Хотиненко, конечно. Но фильм неровный, порой уходит в театральность, наигранность, весьма фальшивую. В массовых сценах в роли народа студенты театральных вузов — это сразу видно, неполное высшее не пропьешь. Но так не должно быть, а значит, к режиссеру есть вопросы.
Говорят, отошел от канонического текста, перевернул фабулу, дал литературным героям реальность в виде скрижалей террориста Нечаева. Но это же не документалка, ребята, а режиссер что, тварь дрожащая или право имеет?! Имеет право, конечно.
Но при всей неидеальности финал замечательный! Несмотря на трагедию, больное подсознание и сущность выведенных классиком чертей земли русской. Я только об искусстве. Два совсем еще молодых человека, два артиста, «Ленкома» — Шагин и МХТ — Матвеев, оставляют-таки надежду — «ще не вмерло» русское искусство. Это не пафос, так на самом деле.
Шагин-Верховенский — изящный, тонкий, юркий, скользкий бесенок, по ходу «пьесы» превращающийся в настоящего дьявола. Там столько красок, разных, полярных, но как же интересно за ним наблюдать. Максим Матвеев, красавчик, всю жизнь убегающий от собственной смазливости, наверняка втихую проклинающий свои совершенные черты лица… И вот получилось! Одна мимика чего стоит, одни глаза… В них бездна. Это настоящее, без примесей. Поздравляю его… и госпожу Боярскую, конечно!
А Украина и без Достоевского обойдется. Она ждет нового своего бытописателя. Быть может, «гражданин поэт» попробует?
Крыша дома твоего
Самая психотерапевтическая программа нашего ТВ — «Пока все дома» на Первом канале. Добродушно-принудительная, иронично-семейная, она делает людей лучше, чем они есть.
Даже самые отпетые там выглядят комильфо. Тимур Кизяков со своей съемочной группой уже 20 лет приходит к этим прекрасным людям домой со своими тапочками, без задних мыслей. Тимур любит своих героев, иногда непонятно за что. Но уж так он устроен.
Недавно увидел его в гостях у симпатичного дяденьки. И лицо такое знакомое-знакомое… Оказалось, это Сергей Неверов собственной персоной, зампредседателя Государственной думы. С молодой красивой женой, которая смотрела на него обожающими, все понимающими глазами. Ну и он на нее.
Незадолго до этой судьбоносной ТВ-встречи уже известный широкой публике домашний сиделец Алексей Навальный (и у него «пока все дома!») заподозрил г-на Неверова в том, что тот не задекларировал дорогостоящую недвижимость. Ай-яй-яй, как нехорошо! Народ возбудился, Неверов грозился подавать в суд.
Скандал, конец репутации? Кто бы говорил! И тут появляется замечательный ведущий Кизяков и приезжает домой к г-ну Неверову. А домик-то у него простой-препростой. Да и сам он, бывший шахтер как-никак. А бывших шахтеров не бывает.
И вот вспоминает Сергей Неверов, как познакомился со своей супругой, а она ест его глазами и просто растворяется в нем. Он рассказывает, как служил в армии, как нелегко добывал трудовую копеечку. И вот результат: нет лучше человека, чем Сергей Неверов! Скромный, обаятельный, отличный семьянин. Такого депутата хочется любить до бесконечности, холить, лелеять и выбирать, выбирать… Да, у него точно все дома.