Cуд признал иностранным агентом правозащитный центр «Мемориал»

За пять месяцев общественники получили из-за рубежа 24 миллиона рублей

Замоскворецкий суд Москвы признал международный правозащитный центр «Мемориал» иностранным агентом. То есть по сути — занимающимся политической деятельностью за иностранные деньги. Если НКО не зарегистрируется в этом статусе добровольно, то это будет сделано принудительно.

В «Мемориале» заявляют: «Мы будем, как пчелы, которые много трудятся и у которых есть жало. Мы обжалуем это неправомерное решение суда». Правозащитники уверены — власти не просто перепутали понятие общественной и политической деятельности, но пытаются взять под своей тотальный контроль все общественные организации.

За пять месяцев общественники получили из-за рубежа 24 миллиона рублей

Напомним, что закон теперь обзывает регистрироваться в качестве «иностранного агента» все организации, которые финансируются из-за рубежа и ведут политическую деятельность. Ни одно НКО так называться не хочет. Согласно опросу общественного мнения, 62% россиян воспринимают словосочетание «иностранный агент» отрицательно.

- Для россиян оно несет оскорбительный смысл, потому что сотни тысяч людей в годы репрессий были расстреляны после того, как под пытками признали себя агентами, - говорит председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов. - У нас хорошая историческая память. И мы не пойдем заявлять о том, что мы якобы агенты. Тем более, что это не так.

Ни для кого не секрет, что правозащитные центры зачастую берут гранты, премии и т. д. от самых разных международных фондов и прочих структур. Вот и «Мемориал» получил, по данным прокуратуры, только за 5 месяцев (с ноября 2012 до март 2013 года) почти 24 миллиона рублей от разных иностранных источников. Деньги были потрачены в том числе на защиту гражданских активистов и людей, преследуемых по политическим мотивам. По данным прокуратуры: «национальным фондом поддержки демократии (США) выделено «Мемориалу» 30 000 долларов в феврале 2013 года и 13 571 в июне на проект «повышение осведомленности российского общества об арестах и задержаниях по политическим мотивам». При этом прокуратура делает вывод: средства из-за рубежа «Мемориал» использует на пропаганду несовершенства политики, проводимой органами власти РФ. Проще говоря, дискредитируют власть. И это, как считают прокуроры, чистая политика. А значит сам «Мемориал» - иностранный агент.

- Общественная благотворительная организация не может совсем обходится без денег, - говорит Черкасов. - Юристы, связь, транспорт, помещение - за все нужно платить. Деньги могут браться из государственных грантов. И мы это делали, когда речь шла о проектах по изданию каких-то книг. Но есть области, в которых нельзя использовать государственные деньги, иначе очевиден конфликт интересов. Нельзя проверять того, кто выделил деньги на проверку. У кого еще брать средства? Можно у капиталистов. Но они не дают ведь. И остаются иностранные фонды. Это нормальная практика для всего мира. И разберем значение слова «агент» - это тот, кто не самостоятельно придумывает, что ему делать, а получает инструкцию. Получение откуда-то денег не означает получения инструкции. Убеждение, что «кто платит, тот и заказывает музыку» в нашем случае совершенно не верное. Мы сами пишем свою музыку, мы сами ее играем. Если бы кто-то пытался нам что-то диктовать, его бы послали далеко и надолго. Вот Борис Березовский предлагал в свое время деньги, мы все отказались. И не рекомендовали брать у него деньги другим правозащитным организациям. Потому что были опасения, что распределение их будет не прозрачным и что Березовский попытается влиять на деятельность.

Правозащитники подали две жалобы на сам закон об «иностранных агентах» - в Конституционный суд России и в Европейский суд по правам человека. И «Мемориал» несколько раз просил Замоскворецкий суд переносить рассмотрение дела в ожидании решения хотя бы по одной из них. 8 апреля КС признал закон конституционным. В итоге Замоскворецкий суд рассмотрел дело по существу. Правозащитники на заседании в течении 5 часов пытались выяснить у прокуратуры, что она понимает под политической деятельностью.

- На самом деле - это деятельность в партии и деятельность по проведению выборов, - заявляли юристы центра. - Мы такой не ведем. Мы привлекаем внимание к общественным проблемам. А правоохранители считают, что любая работа, критикующая власть — политическая. Следуя их логике, любое открытое высказывание (скажем, по спасению журавлей на Дальнем Востоке) может быть названо политической деятельностью.

Служители Фемиды тем не менее признали законным требование столичной прокуратуры о регистрации правозащитного центра «Мемориал» в качестве иностранного агента. Так что если «Мемориал» сам не запишется в них, это сделают за него.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру