Тем не менее, столичные власти пытаются сегодня решать эту проблему. Каким образом, нам рассказал член консультационного совет при Мосгордуме Геннадий Гендин.
- Проблема эта, действительно, серьезная. Если работодатель может взять сотрудника с 2-3-летнем стажем, он, разумеется, так и сделает. Вот здесь то и вступает в действие специальная программа правительства Москвы, которую курирует Департамент труда и занятости. Я в совете впрямую занимаюсь этим вопросом, возглавляю рабочую группу.
- Как работает эта программа, и почему так мало вчерашних студентов имеют возможность ей воспользоваться?
- В действительности, программа очень хорошая, но заработать в полную силу ей мешают некоторые бюрократические проволочки. С одной стороны программа гарантирует 60-70-процентное финансирование нового рабочего места, созданного в поддержку трудоустройства молодежи. Казалось бы — что может быть лучше? Но дело в том, что «прыгает» сам рынок. Например, очень долго утверждаются проекты. В итоге, работодатель говорит: «Мы сдали на проверку техническое задание при курсе 27 рублей за доллар, а вы его утвердили при курсе 33. Нам это невыгодно, потому что мы закупаем оборудование за границей». А сделать уже ничего нельзя, все ведь подписано. К тому же бумажная волокита. И опять представители бизнеса предъявляют законные претензии: «вы нас гоняете за каждой бумажкой, чтобы выполнить все бюрократические требования, да еще каждый месяц за это отчитываться, надо создавать специальный отдел из высокооплачиваемых сотрудников, да еще чтобы они имели опыт работы с бюджетом. Мало того, что это финансово невыгодно, но и кадров таких не найти». Вот и не идет работодатель. Даже деньги в конце года остаются неосвоенные.
Есть и еще одна проблема — ничем нельзя удержать самих вчерашних студентов. Скажем, программа рассчитана на три года, а работник уходит через год. И приходится срочно, по договору, в течение 30 дней искать этому молодому человеку замену
- ВУЗы не подключатся к этой программе? По схеме, что успешно действовала в советское время: учеба — три года отработки?
- Пока нет. ВУЗам этого не надо, наоборот, некоторые ВУЗы студенту говорят: «принеси бумагу, что ты будешь трудоустроен». И он бегает, просит кого может: «Напишите бумажку, что возьмете на работу, а то с дипломом проблемы...» Хотя мы приглашаем на совет ректоров, проректоров многих столичных ВУЗов, даем рекомендации увязать прием студентов с дальнейшим трудоустройством. Но высшим учебным заведениям нужен инвестор или система каких-то банковских ссуд на образование, которые надо было бы потом отрабатывать. Пока такой системы нет. Сейчас, правда, разрабатываются регламенты к закону за номером 90 г. Москвы «О квотированнии рабочих мест», возможно, они что-то изменят в лучшую сторону. Конечно, если бы удалось возродить советское понятие "молодой специалист" с той, прошлой практикой применения, это позволило бы решить сегодня многие проблемы с трудоустройством молодежи.
- Ваша комиссия занимается и еще одной большой проблемой - трудоустройством инвалидов?
- Да, но, знаете, с ними даже проще. Они более дисциплинированные, больше держатся за свое рабочее место. Их охотно берут на работу в cool-центры, интернет магазины, особенно часто таким образом мы устраиваем на работу инвалидов- надомников. А недавно нашей комиссии удалось трудоустроить 300 инвалидов, включая даже некоторых пациентов психоневрологических диспансеров. Они печатают карточки для поликлиник. Все это было организовано при содействии Департамента труда и занятости совместно с советом при Мосгордуме. Так что закон «О квотировании рабочих мест» очень толковый, а разработка поправок даст ему вторую жизнь, и если сегодня имеется недобор работодателей, то скоро, мы надеемся, они будут стоять в очередь на участие в этой госпрограмме.