Юрий Буданов, ранее судимый за похищение и убийство девушки из Чечни Эльзы Кунгаевой и вышедший на свободу по УДО, был убит 10 июня 2011 года в Москве. Уроженца Чечни Юсупа Темерханова арестовали в августе 2011 года. Свою вину он так и не признал и считает версию следствия надуманной. Следствие утверждало, что Темерханов застрелил Буданова через 11 лет после того, как российские военнослужащие убили в Чечне его отца. Якобы, он ассоциировал Буданова (не имевшего непосредственного отношения к убийству его отца) со всем злом, причиненным федералами его землякам за время чеченских войн. Согласно обвинению, Юрий Буданов был «ярким представителем социальной группы военнослужащих», которой и мстил осужденный.
Кроме отрицания своей причастности к убийству, Темерханов утверждал, что подвергался пыткам силовиков с момента его реального задержания до даты, когда был официально оформлен протокол об этом. Его, якобы, пытались склонить к даче показаний на определенных лиц. Каких именно, Темерханов не говорил.
Защита Темерханова пыталась доказать в суде его невиновность, ссылаясь на показания ряда свидетелей, утверждавших, что убийца был светловолосым, голубоглазым мужчиной славянской внешности и спортивного телосложения (Темерханов очень худой, волосы и глаза у него темные). По их мнению, Буданова убил профессионал, а Темерханова следствие просто «избрало виновным».
Обвинение же представило присяжным данные биллингов, ДНК-экспертиз, видеозаписи и показания свидетелей, которые ложились на картину преступления, изложенную в обвинительном заключении. Что касается внешности, то обвинение утверждало, что Темерханов с ней «поработал» - к началу процесса сильно похудел, чтобы отличаться от комплекции убийцы.
Потерпевший — сын убитого, Валерий Буданов заявил присяжным, что «таких совпадений не бывает».
А подсудимый сказал им, что если у него хватило бы смелости совершить это преступление, то уж точно хватило бы ее и для того, чтобы признаться в этом. Также он заявил, что в какой-то момент правоохранительные органы поняли, что виновный скрылся и правоохранительные органы «перестали искать виновного и вышли на меня» (на Темерханова следствие вышло через его телефонные соединения с Джамалом Парагульговым, который занимался перепродажей угнанного и переделанного Лансера, найденного сожженным после убийства). Сам Парагульгов скрылся, как только узнал, что угонщики, продавшие ему этот автомобиль, знают, что это машина с убийства Буданова.
- Если бы я имел к этому отношение, то он меня бы тоже предупредил и посоветовал бы тоже уехать. Если бы я был виновен, то у меня хватило бы мозгов уехать. Виновный так бы и сделал, - сказал присяжным Темерханов.
В ходе слушаний возникло явное ощущение, что и обвинение, и сторона защиты чего-то не договаривают. Это касается родного брата Темерханова, Юнуса. Хотя в материалах дела он упоминается лишь вскользь, гособвинитель Мария Семененко в ходе прений сторон подчеркнула, что на предметах, обнаруженных в брошенном Mitsubishi Lancer, на котором уехал убийца и который пытались сжечь, были найдены его следы. «Нам остается только задержать Юнуса Темерханова и задать ему вопрос о причастности к этому преступлению», - заявила прокурор.
Один из адвокатов Темерханова в личном разговоре с журналистом «МК» бросил, что брат Темерханова — это его «огромная головная боль». «Не будь этого, я бы давно разбил все это обвинение в пух и прах» — посетовал адвокат.
Видимо, некоторые нестыковки этого дела не укрылись от глаз присяжных. Вторая по счету коллегия (первая была распущена незадолго до вынесения вердикта по инициативе гособвинения. Формально — из-за неявки присяжных. Как считают некоторые наблюдатели - из-за того, что могла склоняться к оправдательному вердикту) не пришла к единому мнению относительно виновности подсудимого.
Судья-председательствующий Андрей Коротков отправил присяжных на вынесение вердикта около 19 часов 29 апреля, сообщив в напутственном слове, что если они не проголосуют в ближайшее время единогласно, то им придется работать над вердиктом неопределенное время, пока не ответят на каждый вопрос в отдельности. Это было вполне стандартное напутствие, но прозвучало оно подчеркнуто. Надо сказать, что было видно по всему: судья очень переживает за судьбу вердикта и спешит. И причины для этого были весомые — к тому моменту в коллегии остался всего один запасной присяжный. А в кулуарах суда, тем временем, ходили разговоры, что такой состав может не пережить майских каникул.
И тем не менее, единого мнения у присяжных не оказалось. Они сидели до поздней ночи, и в результате трое из них вину Темерханова признали не доказанной. Остальные девять решили, что Темерханов виновен в совершении этого преступления. А вот мотив мести коллегия вообще отвергла.
В ходе обсуждения последствий вердикта, состоявшемся 30 апреля, прокуроры попросили переквалифицировать действия Темерханова с части 2 ст. 105 - убийство по мотиву кровной мести на часть 1 - убийство. И попросили суд назначить ему наказание в виде 16 лет лишения свободы с отбыванием в колониии стргого режима и дополнительно два года ограничения свободы.
Между тем, в Facebook на странице адвоката Темерханова Мурада Мусаева до оглашения приговора появилось обращение к присяжным по этому делу.
«В настоящее время мы расследуем четыре сообщения бывших присяжных заседателей о нарушении закона при рассмотрении уголовного дела об убийстве Юрия Буданова. Если вам известно что-либо о таковых нарушениях, если на кого-либо из вас было оказано давление с целью принятия вами определенного решения по уголовному делу или с целью устранения вас из коллегии присяжных заседателей, прошу сообщить об этом. Любая полученная от вас информация будет сохранена в тайне до тех пор, пока вы сами не разрешите ее раскрыть».
Получить комментарий от самого адвоката, в понедельник «МК» не удалось — он не отвечал на звонки.
Впрочем, отправляя присяжных на вердикт, судья Коротков также подчеркнул, что «все, что происходило и будет происходить в совещательной комнате», они не имеют права рассказывать никому. Даже после того, как процесс будет завершен.
Смотрите видео 2011 года «Похороны Юрия Буданова»