У Сергиево-Посадской гимназии есть целых два повода для гордости. Один — это то, что в их заведении впервые «поселится» хрустальный пеликан. А второй — это то, что Александр Демахин не только педагог, но и выпускник этой гимназии.
— В одиннадцатом классе я радовался, что заканчиваю гимназию, — вспоминает Александр. — Но уже на первом курсе мне стало не хватать той атмосферы, всего, что там было. Тогда я учился сразу в двух вузах — это особая авантюра. Так получилось, что меня зачислили сразу в Литинститут и РГГУ, даже по копии аттестата, так что у меня даже две стипендии было... И вот, учась в Литературном институте, я написал пьесу и отправил ее на конкурс драматургии. Занял первое место, это вызвало широкий резонанс, и тогдашний директор гимназии Иосиф Борисович Ольбинский, зная о моем желании вернуться в школу, предложил мне должность учителя МХК. Предыдущий как раз ушел, место освободилось, а я не знал даже историю искусства. Пришлось учиться по ходу дела.
Из дневника Александра Демахина:
«24 сентября.
Встали в 5.30 утра, чтобы к 8 поспеть в школу на начало конкурса — вот такой он, суровый конкурсный режим! На „Методическом объединении“ в своей группе выступал первым. Рассказывал о формировании человека современной культуры на своих уроках через постижение образного языка искусства, личностную актуализацию культуры, собственные деятельностные пробы. Было волнительно, но помогла поддержка других конкурсантов, рабочий настрой жюри, атмосфера в школе.
Остаток дня прошел в подготовке к уроку, который состоится завтра в 15.10. А пока мы готовимся, жюри оценивает наши сайты...»
Кроме МХК, Александр Александрович — или, как зовут его дети, Сан Саныч — ведет еще и киноклуб, ставит школьные спектакли. Энергии хватает на все, и дети согласны участвовать в любом его начинании, даже без подробного описания идеи. Это же Сан Саныч...
— У меня есть авторская программа по предмету, я утвердил ее на городском уровне, — рассказывает учитель. — Стандартная очень разрозненная, в ней нет систематизации стилей и тем в искусстве. Я постарался давать материал комплексно, без разрывов: стиль и соответствующие ему образы, жанры.
Из дневника Александра Демахина:
«26 сентября.
Сегодня было конкурсное испытание «Беседа с родителями». Родители 11 «Б» выбрали для разговора со мной тему «Всегда ли мы понимаем наших детей?» Мы с ними пили чай из красных кружек, которые я судорожно покупал за полчаса до этого в липецких магазинах, и говорили о том, что понимание не означает полное участие во всех делах, но и умение отпускать и доверять. Пришли к тому, что главное, чтобы ребенок ощущал, что они с родителями вместе, заодно, но также чувствовал и свою ответственность перед ними.
Потом встречались с заместителем министра образования РФ и ездили на бестолковую репетицию закрытия конкурса в областной дворец культуры.
Сегодня вечером еще впереди — встреча с Владимиром Головнером, педагогом из Москвы, занимающимся школьными экспедициями, и репетиция выступления на завтрашнем прощании с гимназией (с пятницы конкурс переезжает в Липецкий университет).
А завтра — испытание «Разговор с учащимися». Меня снова ждет 11 «Б».
Что-что, а разговоры с учениками Сан Саныч ведет постоянно. И в киноклубе, и на уроке, обсуждая ту или иную тему. Учитель года уверен, что нынешние ученики могут взять гораздо больше, чем им предлагает стандартная программа. Нужно только уметь им это дать.