Когда у Валерия Сугробова пропала собака, он прочесал весь район и все-таки нашел свою любимицу. Именно тогда бывшему сотруднику милиции, опытному эксперту-криминалисту пришла в голову идея создать службу поиска потерянных животных. Миссия объединила людей разных профессий: кинологов, юристов, альпинистов. Так около 20 лет назад появился Фонд спасения и реабилитации животных «Движение добрых».
Все, что находилось на улицах города и оказывалось бесхозным, Сугробов приносил к себе домой. В конце концов в скромной двухкомнатной квартире на окраине Москвы прописались кошки, собаки, ежи. Но все бы ничего, если бы в гостях время от времени не задерживались довольно экзотические представители фауны, чье соседство далеко не каждому по нутру.
— Если к пушистым и теплым животным моя семья относилась хорошо, то к ползающим — гораздо хуже, — улыбается мой собеседник. — И когда я однажды принес 50 гадюк, жена стала молча собирать вещи. А потом заявила: «Со змеями жить я не буду!». Этих гадюк пьяный змеелов выпустил в подъезде, люди вызвали милицию, а оттуда позвонили мне. Змеи переночевали у меня на балконе. Курьезных случаев было много.
К примеру, как-то раз в квартире надолго застряла обезьяна. История обычная: один любитель экзотики завел себе примата. Пока человекообразное существо пребывало в нежном возрасте, семья радостно умилялась его ужимкам. Но как только самец достиг половой зрелости, с ним произошла ужасная метаморфоза: забавная обезьянка превратилась в обезумевшего донжуана, который разломал клетку и отправился на поиски возлюбленной. Причем не в Африку гулять, а почему-то в Измайловский лесопарк. К счастью, страстного дебошира удалось изловить, а потом пристроить в зоопарк.
Наша встреча с профессиональным спасателем Андреем Сафоновым переносилась несколько раз. Экстренные вызовы. Тут уж не до интервью.
Снаряжение спасателя незамысловатое — сачок, аркан, перфоратор, болгарка. Если с сачком и арканом все понятно, то строительные инструменты нужны, когда надо вызволить животное из плена. Иной раз звери проваливаются в такие тартарары, что путь к ним приходится пробивать серьезной техникой.
Чаще всего Андрея вызывают на кошек. В теплую погоду, когда окна настежь, мурки так и норовят выбраться на свободу. Привыкшие к домашней безопасности, они и не подозревают, какие испытания их ждут за порогом. Как правило, кошки ищут спасения на деревьях. Не помня себя от страха, они забираются так высоко, что уже не могут спуститься самостоятельно. Но редкая киска готова добровольно прыгнуть в руки спасателя.
— Травмы, конечно, были, — Андрей показывает внушительный шрам на запястье. — Только я долез до кошки, как она медленно двинулась вверх. Я успел ее схватить за хвост, и тут она кинулась на меня. Обычно кошки забираются на высоту четвертого-пятого этажа, но был случай, когда мурка-альпинистка вскарабкалась на тополь на уровне
— А как действует профессиональный переговорщик?
— Стараюсь с ними разговаривать. Они тонко чувствуют интонацию. Не думаю, что понимают слова. Обычно уговариваю: «Кисуля, иди сюда, моя хорошая! Пойдем домой к мамочке и папочке, там тепло!» Голос успокаивает, но в последний момент кошка все равно пытается уйти. Был случай, когда на помощь кошке пришел кот. Он за ней долго наблюдал, потом добрался до нее, о чем-то помурлыкал и показал, как надо спускаться. И она доверчиво полезла за ним.
— Знаю, что вы и на рысь выезжали. Тоже кошка, но все-таки дикая! Страшно было?
— Рысь в результате оказалась ручной. Когда они встретились с хозяином, она прыгнула ему на руки. Рысь каким-то образом забралась в промзону недалеко от проспекта Мира. Меня вызвала администрация завода, на чьей территории бродила хищница. На операцию по поимке дикой кошки приехало телевидение, не меньше пяти каналов. Все-таки не каждый день встречаешь в городе рысь. Я стрелял в нее снотворным, но промахнулся, потому что телевизионщики выставили яркий слепящий свет. Попытался поймать хищницу арканом, но она испугалась и убежала.
— Упустили?
— Нашли по следу в снегу. Она взобралась на дерево высотой около десяти метров. Лезть за ней я не отважился и опять достал аркан. Она спрыгнула и побежала, благо ворота были настежь. Рысь стремительно неслась вдоль железной дороги, а там уже намело сугробы. Она завязла, устала и залегла. Передохнула и снова побежала, потом забралась в стопку щитов и затаилась. Я вытащил ее арканом.
— А где в это время был ее хозяин?
— Он увидел свою рысь в телерепортаже и сразу за ней поехал. Позже я с ней еще раз встретился. Хозяин рыси попросил меня помочь перевезти ее на другую квартиру. Наверное, соседи взбунтовались. Квартиру, где жила хищница, она разнесла в пух и прах. Там живого места не было. Диваны, стулья, стены — все в клочья!
— В одном из телерепортажей показывали, как вы снимали с дерева енота.
— Это был енот-полоскун. То ли его выбросили владельцы, то ли он сам убежал. Зверек дня три просидел на дереве на уровне пятого этажа, причем жильцы подкармливали необычного соседа морковкой прямо с балкона. Мне удалось достаточно легко накинуть на енота аркан и снять его с дерева. Он вел себя даже более смирно, чем кошки.
Кого только не увидишь сегодня в Москве! Зимой голод гонит из леса в город диких животных: лосей, кабанов, лис. Но встречаются и совсем уж диковинные экземпляры.
— Помню, как прямо в стеклянном аквариуме выбросили на улицу кобру, — говорит Валерий Сугробов. — Если эта змея «клюнет», врача не успеете вызвать. Люди покупают всякую невидаль, не зная, как с ней обращаться. По моим данным, один богатый человек держит на даче в ближнем Подмосковье акулу. Она живет в огромном аквариуме. Будем надеяться, что хищницу не выпустят в ближайший водоем! Однажды звонок: «Игуана лежит на снегу. Наверное, мертвая». Я сказал, чтобы не торопились выбрасывать на помойку, а погрели на батарее. Через три часа игуана очухалась. Я взял ее себе, но, к сожалению, спасти не удалось. Она погибла от переохлаждения.
Такие находки все-таки редкость. Куда чаще пропадают собаки. Отчаявшись найти любимца своими силами, владельцы обращаются в Службу спасения. Но и здесь слоган известного поисковика «Найдется все!» работает далеко не всегда.
— Ездим, опрашиваем людей, развешиваем объявления, обзваниваем приюты, питомники, раскладываем запаховые приманки, — рассказывает Валерий Сугробов. — Чем собака меньше, тем она хуже ищется. Дога или ротвейлера легче найти, чем йоркширского терьера. По каждой породе есть свой процент нахождения. Если овчарки находятся почти в 97 процентах случаев, колли, спаниели, бассеты, боксеры — в 50 процентах, а эрдельтерьеры и стаффордширские терьеры — в 40 процентах. Но шансы вновь обрести борзую, лайку намного ниже, речь идет лишь о 20 процентах. Еще скромнее вероятность, когда теряются шпицы, болонки, таксы, ягдтерьеры, французские бульдоги. Зато злобные животные находятся практически моментально, потому что сразу идут сигналы в полицию, службы отлова.
Домашние животные, оказавшись на улице, довольно быстро дичают. Некоторые владельцы с трудом узнают своих питомцев по прошествии времени.
Если собака может убежать достаточно далеко: был случай, когда четвероногая москвичка дошла до Питера, то кошки, вследствие врожденной осторожности, незнакомую территорию осваивают постепенно, изо дня в день. Так что у мурок больше шансов найти дорогу к дому.
Но если кот сидит на дереве, лучше не рисковать, а вызвать для его спасения специалистов. Спасатели помнят историю, когда хозяин сам полез за усатым альпинистом и разбился насмерть. Снимали беглеца в день похорон.