– К поискам таких «потеряшек» привлечено человек десять профессионалов, «вооруженных» металлодетекторами – рассказывает Порываев. – Дежурят на вызовах по очереди. В обычное время заявок бывает не много – 5-7 за неделю. А вот после праздников – новогодне-рождественских «каникул», 23 февраля, 8 марта,.. – традиционно наблюдается «пик» обращений за помощью: народ гуляет, «злоупотребляет алкогольным градусом» и за своими мелкими, но ценными вещами контроль утрачивает. В такие «пиковые» периоды может даже до 5-8 человек в день нам позвонить.
Порываевская «скорая помощь» работает уже три года. За это время кладоискатель выявил самые типовые «обстоятельства, приведшие к потере».
– Чаще всего народ лишается «ювелирки» – колец, перстней, Тут «помогают» элементарные природные законы. Когда человек вышел зимой из дома, у него на холоде кровеносные сосуды сжимаются, пальцы становятся более тонкими, и украшения с них соскальзывают гораздо легче, – порой достаточно просто сделать резкое движение рукой. Типичная ситуация: смахивает автовладелец снег со стекол своего «мотора», опа! – а колечко уже в снег юркнуло, попробуй-ка найди его там!
Другая часто повторяющаяся ситуация, когда своих обручальных колец лишаются молодожены.
– Звонит девушка: «Я закрывала форточку в квартире, колечко соскочило и упало в снег под окнами.» Наш специалист приезжает на место, а там, оказывается, двое пострадавших: кроме заказчицы еще и ее «суженый». – «Ой, а мы и второе колечко в снегу потеряли: специально бросили его в окошко, надеясь, что упадет рядом с первым, но получилось совсем неудачно. Помогите, а то у нас завтра свадьба!» Начинается поиск, и ювелирку обнаруживают совсем не там, где она вроде бы должна лежать, судя по ситуации, которую поведала клиентка, – аж в нескольких метрах от стены дома. Тут все понятно. Эти двое повздорили, кто-то в горячке не выдержал: «Ах так? Ну тогда не будет никакой свадьбы!» – И «обручалку» свою в форточку – фюить! «А-а! Вот ты как! Мне тоже такой супруг не нужен!» – И второе колечко летит в снег вслед за первым... Потом конечно, успокоились, раскаялись, помирились, но дело-то сделано...
– Часто удается «запеленговать» пропажу, сгинувшую в сугробе?
– Наверное, в 80-90% случаев подобные вызовы дают результат. Правда, порой сами виновники происшествия сильно усложняют задачу. Начнут самостоятельно искать пропажу, перероют весь сугроб, затопчут кольцо в самую глубь, или, не заметив, отбросят его вместе со снегом еще дальше в сторону. Впрочем, бывали и прямо противоположные ситуации. Помнится, на заре существования нашей «службы поиска» позвонила одна дама, у которой кольцо соскользнуло, когда она чистила от снега свою машину. В связи с какими-то «техническими накладками» мы туда смогли приехать лишь через несколько дней. И все это время женщина не пользовалась своим «железным конем»: боялась, что если уедет со стоянки, это место займет кто-нибудь другой и ненароком повредит скрывающееся в слое снега кольцо или зароет его еще глубже. Такая предусмотрительность очень помогла. Клиентка показала, куда могло отлететь колечко, и буквально через полминуты поисков металлоискатель его обнаружил.
Популярными в последние годы стали потери мобильных телефонов. Они вываливаются из карманов, когда человек поскользнулся на гололеде, упал. Однако найти гаджет не всегда удается. «Владелец мобильника ведь может не сразу его хватиться, – поясняет Порываев, – а пока сообразит, что к чему, и вернется на место, прибор, глядишь уже подобрал кто-то из прохожих.»
– «Почетное» третье место в рейтинге зимних «потеряшек» занимают ключи. От квартир, от машин. Вот был, например, случай. Ехал мужик на своем «Мерседесе» с маленьким сыном. Парнишка увидел возле дороги горку: «Ой, пап! Давай прокатимся!!» Дело минутное, – мужчина даже двигатель не выключил, захлопнул двери «Мерса» и пошел малыша развлечь. Прокатились раз, другой, а когда вернулись к машине, – хвать: ключи-брелоки где-то в снегу сгинули. Ну хозяин не растерялся, через мобильный интернет нас нашел.
– Случались ли какие-то необычные зимние вызовы?
– Вспоминается один заказ, связанный с трагическим происшествием. У человека застрелили сына, а оперативники, проводившие расследование, не смогли обнаружить орудие убийства. Бедняга-отец подумал, что, может быть, они недостаточно тщательно искали, и пригласил нас обследовать территорию вокруг места убийства. Но мы ему тоже помочь не смогли: там гаражи, а пустырь за ними, где произошло преступление, оказался под снегом сплошь «засеян» всяким металлическим мусором. Наши приборы в этом слое попросту не в состоянии были найти пистолет, даже если преступник его где-то там выбросил. В другой раз мужик попросил приехать в парк: жена с маленьким ребенком кормили уток, зимующих на пруду, и у нее при этом кольцо соскользнуло с пальца в полынью. На беду, там оказалась глубина под три метра, да еще дно илистое, вода мутная. В таких условиях успешно провести поиск практически не реально. А еще был незаурядный вызов в элитную жилую зону в районе Рублевки. Моего коллегу, приехавшего туда, провели чуть ли не через пять охраняемых ворот и калиток в самую глубь территории, на площадку для отдыха, где и предстояло поработать. Оказывается, накануне по случаю праздника здесь развлекалась большая компания – да так активно, что участники веселья умудрились «посеять» в сугробах аж несколько разных ценных мелочей. Но подобный «эксклюзив» в нашей практике бывает редко. Основная масса работы приходится на места, где паркуют автомобили.
Зима сейчас не скупится на осадки, вот буквально вчера столицу накрыл очередной снегопад, – значит, «скорой кладоискательской помощи» предстоит поработать.