Империя под ударом
Владимир Чернышев: “Что это было, я до сих пор не могу понять”
19 августа на НТВ стартует документальный цикл Владимира Чернышева “СССР. Крах империи”. Цикл новый, а проблема старая — Советский Союз и его распад. Кто, зачем и почему развалил огромное государство? Накануне премьеры первого фильма Владимир Чернышев рассказал “МК”, чем его история развала СССР отличается от остальных.
— Владимир, вот вы говорите, что нам надо наконец-то разобраться с Советским Союзом, а у меня такое впечатление, что мы в последнее время только и делаем, что с ним разбираемся.
— Это только на словах мы с ним разбираемся. А на самом деле всё повторяем одни и те же мифы.
— И вы решили эти мифы развенчать?
— Да нет, мы просто решили, раз двадцать лет уже прошло с тех пор, можно наконец поговорить честно и спокойно о том, что же это было. История ведь склонна к повторению, и, может быть, нам все-таки надо извлечь какие-то уроки из тех действий и бездействий того времени, чтобы как-нибудь опять не оказаться на руинах былой стабильности? Серии делятся не хронологически, а, скорее, тематически. В основу берется какое-то знаковое событие, например ГКЧП, чернобыльская авария или конфликты в республиках Союза, и изучается весь сопутствующий ему бэкграунд. Мы решили опереться на рассказы людей, которые в этих событиях принимали непосредственное участие. Это политические деятели тех лет. Не только наши, но и элита союзных республик и активные в то время западные политики. Единственный, кто категорически отказал нам в интервью, это Михаил Сергеевич Горбачев. Если честно, я не ожидал... Хотя что-то новое он, видимо, вряд ли может сказать или признать. Это к вопросу о повторении мифов...
— Вам удалось узнать что-то новое, отличающееся от сложившихся мифов и легенд?
— Да, по сути, вся эта история распада с «двойным дном»... Лично я для себя много нового, например, узнал о событиях августа 91-го года. Мы все жили в стране в то время и помним эти три дня — тогда они проскочили стремительно, почти незаметно. А потом нам про них так запросто рассказывали: «Было вот так и так. Ну вы же помните!» Танки на улицах, Ельцин на баррикадах и прочая общеизвестная информация. А на самом деле тогда серьезные терки происходили между противоборствующими лагерями. (Смеется.) Страну пилили за нашей спиной те люди, которые потом перед камерой чуть ли не врагов изображали, вцепляясь в глотку друг другу. Но начнем мы рассказ не с 91-го года, а сильно заранее. Ведь корни того распада были не в 90-м году и даже не в 89-м. Все началось лет за десять до этого, когда вокруг еще, казалось бы, не было ничего ужасного. В период с 85-го по 91-й год страна пережила какой-то катастрофический обвал. Что это было, я до сих пор понять не могу. В 86-м, в году моего пионерского детства, трудно было даже представить, что вся система координат и власти вот-вот может рухнуть, достаточно ее только подтолкнуть. Вот мы и решили посмотреть сегодня, кто и с какой стороны ее толкал и где были слабые места, в которых в итоге и прорвало плотину.