Начнем по-порядку. Казалось бы, все просто и логично: зачем размещать заказы на производство спутников за рубежом, если у нас есть свое предприятие (ОАО «Информационные спутниковые системы им. Решетнева»), загруженное лишь частично. По слухам, которые сам Остапенко пока не подтвердил, он написал письмо вице-премьеру Дмитрию Рогозину с предложением отказаться от услуг иностранных поставщиков аппаратов связи, вещания и ретрансляции гражданского назначения, объясняя это нежеланием за счет российского бюджета поддерживать западный научно-технический и производственный потенциал.
Естествено, тут же нашлись противники, а именно заказчики спутников европейскому концерну EADS. Инициативу Остапенко сочли нарушением принципов ВТО, закона о конкуренции.
-Если ИСС станет назначеным сверху монополистом в области создания российских спутников, это формально, конечно, нарушит положение о честной конкуренции, - пояснил «МК» источник в космической отрасли. - Но тут надо учитывать, кто с кем конкурирует. Если бы речь шла о двух российских предприятиях..., но ведь наши должны соревноваться с европейцами. Кто и как в таком соревновании обычно выигрывает, мы, увы, знаем. Наверное, надо что-исправлять в законодательстве... Тем более, что у всех сложилось предвзятое мнение о том, что спутники, выполненные в Европе лучше наших. Ничем они по большому счету не лучше, - мы тоже умеем их делать хорошо. Пока на основе импортной элементной базы, но - здесь, на наших предприятиях, давая возможность зарабатывать и нарабатывать необходимый опыт российским инженерам, механикам, сборщикам.
Кстати, еще одним поставщиком компонентов для спутников, производимых в России, возможно скоро станет Белоруссия. Вопросы сотрудничества в сфере развития космических технологий Олег Остапенко обсудил 14 ноября с председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимиром Гусаковым.
-Конечно, в идеале нам лучше было бы иметь свою элементную базу, - пояснил научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. - Но если своей нет и мы договоримся с белоруссами... Они - традиционные поставщики высоких технологий. Еще в советское время поставляли нам ЕСы ПЭВМ — персональные компьютеры серии ЕС (единой системы), которые считались клонами PC производства IBM. Их нынешняя мироэлетроника, скорей всего, то же самое, - копия уже имеющихся западных аналогов. Если это будет устраивать нас по цене и качеству, почему бы и нет?
Что же касается другой важной проблемы — создания сверхтяжелой российской ракеты, тут приоритет всегда был за нами, и не использовать его — преступление. Остапенко обратил внимание на задел советских инженеров — ракету-носитель «Энергия», которая могла выводить в космос больше 100 тонн.
Благодаря тому, что модульная ее часть сохранилась в ракете-носителе «Зенит», специалисты очень надеются, благодаря ей быстро и эффективно восстановить былого «супертяжеловеса».
-Конструкцию легко воссоздать, поскольку она проверена, обсчитана и прошла летные испытания, - сказал «МК» источник в РКК «Энергия». - Наша «Энергия» была уже в 1887 году лучше всех в мире и сейчас, спустя 26 лет, ей нет равных. Да, ее потомок - ракета «Зенит» изготавливается сейчас на Украине, но у нас же есть вся конструкторская документация на нее. Мы можем создать на ее основе новый носитель грузоподъемностью до 130-190 тонн!
Видимо, глава Роскосмоса Остапенко очень хорошо понял, что это позволит вывести отрасль на новый виток развития, и практически догнать американцев, которые уже заявили о скором создании 130-тонной ракеты-носителя системы SLS. Как сообщил 15 ноября на конференции по поводу 25-летия запуска корабля «Буран» бывший министр общего машиностроения Олег Бакланов, в Роскосмосе на днях прошло совещание, на котором была создана единая группа, задачей которой будет в самые короткие сроки создать варианты выведения на околоземную орбиту стотонного груза.