Напомним, что в среду, после старта с космодрома «Байконур» на грузовом корабле "Прогресс" не раскрылась одна из антенн, предназначенных для обеспечения сближения его с МКС. Причиной тому могли стать не сработавшие пиропатроны, которые как бы отстреливают штангу с антенной после выведения на орбиту и отделения корабля от третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У».
Как пояснили в НИИ точных приборов, где создавали саму аппаратуру для системы «Курс», к самой системе нареканий нет, все дело — в не раскрывшейся штанге (она относится уже к общему механизму, объединяющего «Курс» с системой управления корабля). Весь механизма в целом и система управления разрабатывались в Ракетно-космической корпорации «Энергия».
- Мы пока не можем однозначно сказать, в чем причина не раскрытия антенны, - сказали нам в корпорации. - Однако паники никакой быть не может, стыковка корабля «Прогресс» с МКС будет осуществлена при помощи той же самой системы «Курс» или в «ручном» режиме. Мы сейчас просчитываем даже не саму возможность или не возможность стыковки, а детали, связанные с ней, проверяем математику сближения.
Версию о том, что во время стыковки не удастся «вплотную стянуть корабль со шлюзовым отсеком до полной герметичности», которую озвучил сегодня "Интерфакс", в корпорации пока не подтвердили. По мнению собеседника агентства, «при стыковке "грузовика" в ручном режиме нераскрывшаяся антенна может упереться в стыковочный узел. В этом случае открыть люки корабля будет невозможно. Для исправления ситуации может понадобиться дополнительный выход космонавтов в открытый космос».
Пока антенна не влияет на ход полета, который проходит по штатной программе. Нераскрывшаяся антенна просто не может повлиять на маневры дальнего сближения с МКС. До того времени, когда корабль «Прогресс-М» приблизиться к станции, еще есть больше суток, и руководители полета надеются, что все-таки сумеют раскрыть навигационную антенну. Очередная попытка справиться с ней будет предпринята сегодня примерно в 14:30 по московскому времени, когда «Прогресс» окажется в зоне радиовидимости наземных средств.
Если и новая попытка раскрыть антенну окажется тщетной, то стыковку, скорей всего будут осуществлять в одном из резервных режимов.
Как пояснил «МК» создатель космических систем профессор Леонид Горшков, программа «ручной стыковки» позволяет члену экипажа виртуально переместиться в прибывший беспилотник и начать стыковку со станцией, как бы находясь внутри него.
Стыковка грузового корабля с Международной космической станцией намечена на 26 апреля. На борту "грузовика" около 2,5 тонн грузов — научное оборудование и комплектующие для станции, топливо для поддержания ее орбиты, продукты питания, вода и воздух для космонавтов.