Инновации “Сколково” — это игрушки

И другие “поделки” современных Кулибиных, о которых узнал “МК”

Есть первый обладатель премии инноваций “Сколково”! Для того чтобы получить ее, москвичу Евгению Сметанину пришлось сыграть в солдатиков на ковре со своим четырехлетним ребенком. А потом — всего-то ничего — заставить каждого солдатика двигаться по мановению кнопки пульта и в согласии с однополчанами. Корреспондент “МК” побеседовал с победителем, а также учеными-инноваторами, занявшими второе и третье места первого российского конкурса, организованного инновационным центром при поддержке одной американской корпорации из Калифорнии.

И другие “поделки” современных Кулибиных, о которых узнал “МК”
фото: Наталья Веденеева

Участником состязания с призовым фондом в 5 млн. 250 тысяч рублей мог стать любой житель нашей необъятной страны. С момента объявления конкурса, а произошло это еще в ноябре 2010 года, организаторы приняли 2,318 тысячи идей от 10,681 тысячи участников. 23 из них, отобранные посетителями сайта и комиссией конкурса, перешли в полуфинальный тур, итоги которого были подведены 1 апреля. В итоге 16 мая в Московском международном деловом центре “Москва-сити” за первые три места боролись только шесть наукоемких идей.

Разработчик “Игр на ковре” с 4-летним сыном.

“Чтобы игрушечные хомяки смогли понюхать друг друга”

Игра, предложенная Евгением Сметаниным (она так и называлась “Игры на ковре”), понравилась всем. Еще бы, ведь тут все образно и доступно — детские игрушки плюс благородная мотивация: перетащить детей от компьютера в реальный мир.

— Меня давно волновал вопрос: сколько еще наши дети будут бродить в виртуальном мире? Не пора ли их каким-нибудь способом увлечь другими играми, такими же захватывающими, как в компьютере, но происходящими в реальности, — говорит Евгений. — Проще говоря, чтобы все покемоны и Чебурашка с Геной “выпрыгнули” из заэкранья и продолжили игру с человеческим детенышем на обычном ковре в обычной комнате.

Уже существующие японские и китайские роботы, которые двигаются, лают и, извините, ходят в туалет, Сметанина не смущают. Ведь они не могут взаимодействовать, то есть объединяться в группы, выступать вместе против вражеской армии. У москвича же в презентационном ролике все это было: маленький карапуз только нажимал на кнопку пульта, и под потолком комнаты разворачивалась настоящая баталия между боевыми вертолетами. На полу же знакомые всем с детства солдатики “ожили” и дружно выстраивались в шеренги, стоило мальчику нажать на кнопочку… Правда, тех из нас, кто уже готов был кинуться к изобретателю, чтобы договориться о приобретении этого чуда для своих детей, ждало разочарование. “Все это пока только проект, — успокаивал всех Сметанин, — в реальности таких игр пока нет, но, используя 3 миллиона рублей премиальных, мы постараемся к ноябрю создать первый образец”.

Евгений Сметанин. фото: Наталья Веденеева

— А как вообще это возможно, чтобы одной кнопке подчинялась целая армия солдатиков или команда пластмассовых футболистов? — задала я вопрос изобретателю.

— Можно сделать для каждой игрушки отдельный пульт, а можно объединить их на одной платформе. Все основано на радиоуправлении, только к нему мы добавляем еще и специально написанную программу взаимодействия. Это системы ближнего и дальнего позиционирования в реальном времени, которые мы уже запатентовали.

— А почему бы не использовать для взаимодействия игрушек простые датчики GPS? — это уже был вопрос от члена жюри.

— Они не дают нужной точности. Нам же надо, чтобы у нас, к примеру, два плюшевых хомячка могли приблизиться на такое расстояние, чтобы понюхать друга друга носиками.

Поднимались также вопросы подзарядки, безопасности и стоимости нового вида игрушек. Оказалось, что заряжать всех солдат по отдельности не будут, для этого всех их соберут в одной казарме. Беспокоиться о том, что летающие по комнате вертолеты разнесут вдребезги все люстры, тоже не стоит, поскольку в них будут встроены датчики обнаружения препятствия, типа парктроника в автомобиле. Ну а что касается цены, она не намного превысит стоимость существующих радиоуправляемых игрушек. “Если сегодня один обособленно управляемый танк стоит 15 долларов, то наш будет стоить 20 долларов”, — пояснил Сметанин. Это значит, танковая рота (10 танков) потянет на 200 “зеленых”. В принципе, доступно.

Ожившие танки.

“Четыре глаза — это ненормальное явление”

Второе место и 1,5 миллиона рублей инвестцентр отдал столичной команде за программное средство бесконтактного управления компьютером… зрачками человеческого глаза под названием “Око”.

— Представьте себе, что вы приобрели новый планшетник, держите его в руках в метро… Представили? — обратился к залу руководитель проекта Дмитрий Михайлов. — Ну а теперь скажите, как вы будете работать на нем, если в другой руке у вас еще находится сумка? Вот тут и поможет наша система, не требующая ручного управления мышкой. Ее функции заменит зрачок — куда он посмотрит, туда переместится и картинка.

— На Западе уже есть подобные системы. В чем же отличие вашей? — поинтересовалось жюри, которое удивить чем-либо было очень сложно.

— В существующей системе используется одна очень дорогостоящая веб-камера, которая следит за движением зрачков и передает команду компьютеру на открытие нужного окна, на которое указал взгляд. У нас же устройство получилось гораздо дешевле за счет того, что мы использовали не одну дорогую, а две простенькие веб-камеры.

Дмитрий Михайлов. фото: Наталья Веденеева

— Как будет осуществляться “клик”?

— Надо будет посмотреть на нужную иконку более пристально.

— А если я засмотрелась на нее случайно, задумалась я, — тогда что?

— Система отличит ваш задумчивый взгляд от конкретного, нацеленного на открытие нужного окна. Дело в том, что на первом этапе работы с системой компьютер должен будет познакомиться с вами, особенностями вашего взгляда. Для этого в течение 6 секунд система “попросит” вас посмотреть прямо, направо, налево. Если уяснит, что вы любитель задумываться, то будет понимать это и даже узнавать вас по этой особенности.

— Ну хорошо, а что будет, если из-за спины в том же вагоне метро на мой монитор пристально посмотрит другая пара глаз?

— Подобную ситуацию программа поймет так: “Четыре глаза — это уже ненормальное явление”, и просто не отреагирует на такую команду.

Шутки шутками, а изобретение может очень пригодиться людям с ограниченными возможностями, к примеру, не имеющим рук. Автомобилистам, опять же, легче будет настраивать навигатор, не отрывая рук от руля. Конечно, есть у системы и минусы, к примеру, команды “очкариков” она воспринимает не очень четко, зато прочитать команду зрачков, спрятанных за линзами, ей ничего не стоит.

“В какой гамме прошел ваш день рождения?“

Кто бы мог подумать еще каких-нибудь 5 лет назад, что огромной проблемой для современного человека станет разбор цифровых фотографий. Снимаем, снимаем — в итоге они тысячами “валяются” в компьютере мертвым грузом и нет ни времени, ни сил на отбор нужных, для сортировки по времени, по событиям. Видимо, аспирантка МИФИ Марта Егорова (она приехала в Москву из Саранска) тоже столкнулась с подобным, а потому и тема для кандидатской диссертации определилась сама собой: “Интеллектуальное конвертирование фотоколлекции в альбом”. Она же получила третье место, 750 тысяч рублей и приз зрительских симпатий.

Марта Егорова. фото: Наталья Веденеева

— Я назвала свою работу “Мост впечатлений”, по аналогии с мостом, соединяющим людей, — рассказала Марта “МК”. — 1000 фотоснимков моя программа разберет по заданным параметрам за 5 минут. А параметры могут быть самыми разными: по качеству, по персонам, по событиям…

— Как вы обучаете этому компьютер?

— Я создала систему, которая способна обучаться сама, точнее, обучать ее будет пользователь. Ну, к примеру, хочет он отобрать только качественные снимки из всего скопившегося вороха. Система первым делом запросит: “Обучите, что вы вкладываете в понятие “качественные”? “И тут же выставит вам произвольный снимок. Если его степень засветки, сжатие вас устраивают, вы ставите напротив галочку. Если забраковываете, компьютер тоже не будет работать с такими в будущем. То есть моя система может гибко подстраиваться под уровень притязаний клиента. Таким же образом идет обучение конкретному персонажу на фотографии. Предположим, к вам должны прийти гости, и вы хотите сделать для них подарок — распечатать все снимки с их изображением. Для этого надо лишь “познакомить” “Мост” с конкретными лицами, и через несколько минут он отберет их вам в отдельный альбом.

— Ну хорошо, а как он справится с событиями?

— Самым простым делом будет отобрать датированные снимки. Если даты на них не выставлены, компьютер запросит образец того или иного события, считает с него основную цветовую гамму и дальше будет вести поиск по ней. Ведь чаще всего люди снимают торжества, которые происходят на одном и том же фоне, гости на нем одеты в одно и то же. Это так называемый контекстный поиск.

Чтобы выиграть премию, конкурсантам требовалось не только представить свою работу как таковую, но и заранее выложить перед жюри бизнес-проект. Так вот, Марта за свой “Мост впечатлений” рассчитывает через 5 лет заработать 375 млн. рублей, Евгений Сметанин вообще замахнулся на 100 миллионов долларов (!).

Что же касается работ, не попавших в тройку лидеров, там тоже были довольно многообещающие разработки, на которые, между прочим, уже обратили внимание крупные предприятия и уже готовы вкладывать в них деньги. К таким я бы отнесла молодую компанию из Лобни, которая представила на суд жюри прибор, способный на расстоянии, по излучаемому спектру вещества, определять его состав.

— Самым перспективным и быстроокупаемым, на наш взгляд, будет использование его на нефтяных скважинах, — говорит один из разработчиков Антон Дуковский. — Нефть добывают разного качества и, прежде чем пускать по нефтепроводу, везут в лаборатории изучать степень ее вязкости. Если он высок, нефть может образовывать спайки в трубах. На лабораторные исследования тратят много средств и времени, а представляете, как выгодно было бы нефтяникам иметь под рукой наш прибор, который в считаные секунды расшифровывает состав чего угодно! Размером он будет не больше очечника. Ну а потом можно будет приспособить его для бытового использования в каждой семье. К примеру, пришла молодая мама в магазин за детской игрушкой, поднесла к ней наш прибор. Если состав пластмассы или резины безопасен, это высветится на табло, если прибор обнаружит вредный компонент, — загорится тревожная лампочка с названием яда. С нашим детектором можно ходить и на базар за продуктами — от арбузов с селитрой он точно вас убережет.

— Означает ли победа в конкурсе автоматическое зачисление в резиденты “Сколково”? — задала я напоследок вопрос исполнительному директору информационно-технологического кластера Александру Туроту.

— Нет, автоматом мы их зачислять не будем, но всем говорим: “Welcome! “Рады будем приветствовать вас всех с вашими заявками. Они будут рассматриваться на общих основаниях. Прошедший конкурс — это прежде всего пропаганда духа технологического предпринимательства, которая должна привлечь к нам новых талантливых ученых.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру