Когда человек уходит в сумрак
Было время, когда в ИРЭ РАН увлеченно занимались исследованием физических полей биологических объектов. Оказывается, каждый из нас излучает свое поле, энергетическую оболочку, если хотите, и по ней специалисты могут определить состояние пациента. Неинвазивно — то есть не проникая внутрь тела. От пассов целителей метод отличался тем, что в нем использовались суперчувствительные приборы.
— Суть методики заключается в анализе частот волн, которые излучает наш организм, — говорит Валерий Васильевич. — Наш организм излучает в сумме около 100 ватт мощности. Эту мощность мы раскладывали на части и по отдельности анализировали. Это были глубокие фундаментальные исследования, которые, увы, прервались с изменением политического строя нашей страны. Чтобы сохранить и продолжать развивать хотя бы то, что от них осталось, мы решили коммерциализировать некоторые результаты. Так, при ИРЭ РАН мы создали компанию для создания конкретных диагностических приборов. Сложные заболевания они, конечно, не определят — а именно этого мы добивались изначально, — но энергетически сильные или слабые зоны человеческого мозга — легко.
Ученых попросили помочь побороть сонливость машинистов. Этот вопрос очень остро стоял на железной дороге испокон века. Все, что было прежде, — это так называемая «рукоятка бдительности» в кабине машинистов. По сути, это не рукоятка, а кнопка, после нажатия на которую в диспетчерскую поступает звуковой сигнал, обозначающий: «Машинист бодр!». Да только кнопка такая, что слабенько нажать на нее не получится, — надо лупить со всей силы, причем каждые 60 секунд. Что и делали до последнего времени члены локомотивных бригад. А иначе нельзя: велик риск уснуть за пультом управления.
Но вы только представьте — каждую минуту ударять по кнопке! Как рассказывали знакомые машинисты, они делают это порой даже во сне...
— Вот мы и пришли им на помощь, — говорит Дементиенко. — Предложили метод контроля, позволяющий отказаться от использования надоевшей всем «рукоятки бдительности». В основе нашего метода лежит кожно-гальваническая реакция (КГР), открытая еще в XIX веке. Ее очень просто отследить по запотеванию кожи рук. Когда мы бодрствуем, уровень запотевания повышается, и наоборот — у сонного человека кожа высыхает. Если копнуть поглубже, сигнал к коже поступает от мозга при изменении его активности. Есть гипотеза, что эта взаимосвязь образовалась неспроста: в минуты опасности обезьяны прыгали на деревья — и мгновенно вспотевшие руки им в этом очень даже неплохо помогали.
Только не подумайте, что без прибора сможете определить, спит человек или нет. Речь тут идет об определении микронных долей пота на коже. Даже если на ощупь рука сухая, прибор, крепящийся на запястье, может точно определить степень ее влажности и подать соответствующий сигнал на пульт диспетчера.
— Нам впервые удалось составить программу отслеживания плавного перехода человека ко сну, — говорит Валерий Васильевич. — В зависимости от того, как далеко человек «забрался» в релаксацию, тончайшим образом меняется его кожно-гальваническая реакция. Мы выяснили, что КГР начинает «затухать» на самом раннем этапе погружения в сон, когда водитель просто мысленно начинает «уходить в себя». Этот период называется у психофизиологов «серой зоной», которая является самой плохо изученной на сегодняшний день фазой сна. Но наше устройство фиксирует «серую зону» и начинает подавать световой сигнал машинисту, включая автоматически яркие фонарики перед его глазами. Свет на этом этапе еще может разбудить соню — он может сделать глубокий вдох, развести в стороны руки, потянуться. Если через 7 секунд после светового сигнала прибор не зарегистрирует пробуждения, то есть активизации КГР, тогда машинисту не позавидуешь — в следующий миг раздастся жуткая сирена, которая в принципе может поднять даже мертвого. Правда, бывают случаи, когда машинисты спят крепче мертвых... Так, 10 лет назад после новогодних праздников в поезде Москва—Владивосток уснула вся бригада. В итоге прибор сорвал электропневмоклапан — и поезд встал. За ним встали все следующие за ним составы. Сначала все начали нас критиковать: мол, наша система дала ложный сигнал на отключение двигателей. А после того, когда выяснилось, что машинисты действительно уснули за пультом управления, — извинились и поблагодарили. Представить сложно, что было бы, если бы поезд со спящей бригадой не остановился?
СПРАВКА "МК"
За 17 лет использования системы предупреждения сна машиниста «Будильник» в РЖД электропневмоклапаны срывались автоматически несколько сот (!) раз. В настоящее время таким необычным будильником оснащены все пассажирские и часть грузовых и маневровых локомотивов РЖД. Но на этом создатели прибора не успокаиваются, хотят убедить в необходимости его установки в салоне водителей автотранспорта.
«Ваши российские дети все дикие»
— Мы много лет изучали проблемы сна, — говорит Дементиенко. — Разработав будильник для водителя, решили: что если по тому же принципу разработать прибор-«антипод»? Такой, чтобы помогал людям, имеющим проблемы со сном, погружаться в царство Морфея.
Начали ученые с того, что придумали нечто вроде игрушки для засыпания ребенка. Все знают, как иногда трудно отправить в постель разыгравшегося малыша. Родители подтвердят — самые активные игры и веселье у чада почему-то начинаются именно перед сном. А если ребенок к тому же еще и гиперактивен?
— Вы знаете, что, к примеру, в США, детей, для того чтобы те были спокойнее и быстрее засыпали, все время пичкают успокоительными таблетками, — рассказывает Валерий Васильевич. — Как-то я услышал даже, что жители одного из американских жилых кварталов называли детей наших российских мигрантов «дикими». Так и говорили нашим соотечественникам: «У вас дикие дети». Но разве приучать их с детства к таблеткам — выход? Вот мы и придумали хитрый прибор, который учит ребенка успокаиваться самому.
— Не верится, что это возможно. На чем же основан метод?
— На той же самой кожно-гальванической реакции. Мы надеваем малышу браслет, который «считывает» уровень запотевания. Браслет соединен проводом с аппаратно-программным комплексом. На мониторе прыгает мультяшная собачка. Но она прыгает не просто так. Ее активность напрямую зависит от показателя датчика КГР ребенка. Бодр и весел он — прыгает и собака. Мы в игровой форме просим малыша: «Успокой собачку, ей пора спать». При этом мы даже не напоминаем самому ребенку о необходимости успокоиться. В процессе игры с собачкой он сам начинает понимать, что уровень бодрости собаки зависит от его собственной активности. Стоит ему присесть и посидеть спокойно, собака на экране компьютера тоже присаживается. Если ребенок перестает громко говорить, сдерживает активные движения — у собаки начинают закрываться глазки, она зевает. Так ребенок понимает, что если ляжет в кроватку и закроет глаза он — то же самое сделает и его виртуальный четвероногий друг.
— Происходит обратная связь.
— Да, обратная биологическая связь, без всякого насилия над ребенком.
— А взрослым эта игра или что-то подобное может помочь?
— Конечно, наши первые комплексы очень активно разошлись: в Институт йоги в Дели, в Белоруссию — для сборной команды местных тяжелоатлетов...
— Представляю себе серьезного дядю, играющего в игру «Успокой собачку»...
— Напрасно вы иронизируете. На самом деле эта игра очень эффективно учит расслабляться, сбрасывать стресс, напряжение перед ответственными соревнованиями. Есть у нас заказы и от некоторых столичных клиник, где лечат заикание у детей, оно тоже связано с высоким уровнем напряжения.
В одном душе с лидером
— Кстати, что касается спортсменов — есть у нас для них куда более полезная штука: прибор, который называется «Совместимость», — говорит Дементиенко. — Суть его работы заключается в том, чтобы подобрать близких по темпоритму людей, а также выявить лидеров и ведомых в команде.
— Интересно, я слышала, что подобная работа проводилась при отборе космонавтов...
— Космические медики действительно очень помогли нам в создании нашего прибора. А точнее, принцип Федора Горбова из Института медико-биологических проблем РАН. Этот человек очень интересно отбирал пары космонавтов с расчетом, чтобы они были совместимы по психофизиологическим характеристикам и не поубивали друг друга в изоляции. Все первые «двойки» начиная с 60-х годов именно этот человек отбирал следующим образом: обоих вели в душ, ставили в две разные кабинки. Однако подача воды в них была взаимосвязана. Для того чтобы суметь помыться, космонавты должны были сначала отрегулировать воду, приноравливаясь друг к другу. Если помыться удавалось обоим, их отправляли в полет. Если только одному — обоих оставляли на земле.
Взяв за основу принцип Горбова, мы создали нашу «Совместимость». Она рассчитана на подбор идеальной группы космонавтов, спортсменов — кого хотите — до восьми человек.
— Почему только до восьми?
— Считается, что восьмерки — это предельное количество для группы, которая может существовать с одним лидером. Как только собирается компания побольше, в ней, как правило, появляется второй лидер, а при таком раскладе выполнять совместно задачу группе уже сложно.
Так вот, взяв за основу «принцип душа» Горбова, мы создали аппаратно-программный комплекс, состоящий из компьютера с заложенной в нем программой и небольшими приборами в виде коробочек с крутящимися ручками. На каждой «коробочке» есть общая для всех шкала, и задача всех членов группы — так крутить свои ручки, чтобы шкала эта, подчиняясь действию «коллективного разума», опускалась как можно ниже. Программой предусмотрено, что этого можно достичь, только выбрав правильную стратегию каждым участником группы: одному для понижения шкалы нужно крутить ручку в одну сторону, другому — в другую.
— А как выявляется лидер?
— Лидер сразу задает общий тон, а остальные лишь подстраиваются под него. Причем никто из участников в момент тестирования не понимает, кто из них лидер, — результат становится известен по окончании 20-минутного тестирования.
— Вы уже испытывали свою систему на людях?
— Да. У нас проходили тестирование гребцы, для которых очень важно подобрать в команду людей с одинаковым темпоритмом, чтобы слаженно грести. По тому, как быстро люди принимают решение повернуть или не повернуть ручку и насколько правильно это решение, мы определяем степень реактивности их характера. Ведь для выполнения той или иной деятельности важна не только согласованность, но и хорошая скорость выполнения задачи. Если в одной группе подберутся люди, желающие действовать сообща, но при этом один будет слишком торопиться, а другой тормозить, то они вряд ли сработаются. Кстати, опять-таки все машинисты-железнодорожники в обязательном порядке проходят тестирование на совместимость. Да и для водителей наш прибор тоже мог бы сослужить хорошую службу. Знаете, есть люди, которым абсолютно противопоказано быть автомобилистами из-за своей психологической несовместимости с… другими водителями. Вы наверняка замечали на дороге таких владельцев авто, которых так и тянет на создание напряженной обстановки на дороге? Вот прибор «Совместимость», который входит в «Универсальный психодиагностический комплекс», вычленяет таких в считанные минуты. Как было бы хорошо выявлять таких людей еще на стадии прохождения ими медосмотра, до получения водительских прав! На наших дорогах уровень ДТП снизился бы сразу в два раза, а может, и больше.
— В какую сторону думаете развиваться?
— Сейчас мы работаем над созданием аппарата «Гомеостат-100». Компьютерная программа, которая будет сама производить отбор нужных людей. Для того чтобы подобрать хорошую команду, к примеру, для похода в горы или для выполнения ответственного поручения в какой-нибудь корпорации, нам не понадобится собирать всех претендентов вместе. Программа способна понять «сущность» человека, выполняя с ним совместно задачу по управлению шкалой, как в «Совместимости». После этого она «откладывает в свою память» его данные и после тестирования еще тысячи человек может самостоятельно, автоматически сгруппировать людей, идеально подходящих друг другу. То есть она ищет подходящих по психотипу людей в своей базе.
— Удивительно! Это получается, что компьютер, таким образом, может найти среди тысячи людей во всем мире самые идеальные команды? Не сможет ли в будущем такой метод заменить нам выборы президента?
— Десять тысяч людей, оставивших свои психофизиологические характеристики в базе, — это то количество, из которого можно выбрать оптимального политика — лидера для страны.
— А супруга с помощью вашего «Гомеостата-100» выбрать нельзя?
— Безусловно, да. Этот проект сейчас мы как раз и прорабатываем. Очень красивую идею нам подсказал один из «знатоков» — Максим Поташев. Реализация проекта достаточно проста: заранее создать базу людей, которые в принципе годятся для семейной жизни, а затем по просьбе отдельной женщины или мужчины подбирать для него/нее самого подходящего спутника жизни. Думаю, существующие брачные агентства могли бы воспользоваться нашей системой.
— Все это, конечно, хорошо, но только как-то не романтично.
— Романтика случается только в самом начале, а спустя время начинаются суровые будни семейной жизни, которые не все «романтики» выдерживают. Для длительности союза важна именно психофизиологическая совместимость и взаимодополняемость партнеров.
— Для этого нужно еще чем-то дополнять программу — вводить в нее новые критерии для супругов: «злой — не злой», «ревнивая — равнодушная»?
— Это как раз не столь важно. Главное требование для семейной пары — чтобы в ней обязательно был один лидер. Совсем без лидеров плохо — семейный корабль может оказаться неуправляем, а два лидера передерутся.
— А темпоритмы важны?
— Темпоритмы могут быть не одинаковыми, главное, чтобы они соотносились таким образом, чтобы люди могли вместе оптимально решать задачи. К примеру, скорость одного важна для принятия важного решения в кратчайшее время, а умеренный темп другого — для выполнения кропотливого дела.
— Когда вы сможете принять первых желающих протестироваться и забить свои данные в базу? Ведь наверняка к вам уже стоит очередь.
— Сейчас система проходит испытания, мы консультируемся с психологами по поводу результатов, которые мы будем выдавать людям. Нельзя же в лоб человеку сказать: «Ты вообще не подходишь для семейной жизни, и потому мы тебя не внесем в базу». Каждый — индивидуальность, и потом всегда есть 1–2 процента на ошибку...