-Я всего лишь ученый, мне претит участие в их политических играх, - так объяснил он свое желание. Ведь неровен час за «крамольные» мысли выгнать могут уже не завтра, а сегодня. А за этим профессором стоят люди, лаборатория, любимое дело...
На мой вопрос о том, как он относится к объявленному слиянию трех академий в одну, мой собеседник усмехается: «При чем тут слияние или разделение? Вы что, не усмотрели в реформе главного: происходит классический русский «Роспил». Ах, ученые, оказывается, плохо распоряжаются имуществом РАН? - Срочно найти им замену! Вот увидите, скоро по кабинетам институтов начнут ходить длинноногие барышни с исключительно экономическим образованием и «грамотно распоряжаться» нашими площадями. Ученые, доктора наук, всю жизнь занимавшиеся фундаментальной наукой, полетят из своих лабораторий вверх тормашками. Дураку понятно, что все это — не на благо науки, а для оттяпывания у ученых лакомого куска — зданий, которые пойдут потом с молотка и земельных участков. Помните, как лихо в свое время распродавались военные училища, институты Министерства обороны? То же самое, похоже, ожидает и нашу науку.
Ребята из Министерства уже развалили нашу когда-то самую лучшую систему образования, введя никому не годный ЕГЭ, теперь хотят «опустить» и науку.
- Ну а может, все-таки правы в Министерстве: вот «освободят ученых от хозяйственной деятельности, у них останется больше времени на науку?
- А платить кто будет, деньги на исследование выделять? Ведь наука давно не получает должного финансирования от государства, многие институты выживают только за счет своей деятельности, за счет сдачи в аренду свободных помещений в институтах. Ведь мы не имеем права гранты из-за рубежа получать, если на то не поступит особого разрешения Минобрнауки. Нет зарплат, И на этом фоне сейчас осталось лишь ликвидировать собственность...
- Академикам пообещали поднять стипендии до 100 тысяч рублей...
- Не смешите меня! Для действительных академиков и директоров институтов — это издевательство. Они и без того имели свои 100, а может и побольше тысяч, которые перетекали с аренды помещений и прочей хоздеятельности. Вот лучше бы нам сказали, что с институтов не будут драть налоги, это успокоило бы. Ведь сейчас с институтов берут налоги, как с пивных ларьков. Да, государство выделило 1 миллиард рублей на науку, но это фикция. Потому что 500 миллионов — вернулось обратно в виде налогов.
- Может, здравое зерно есть в том, что научную среду надо омолодить?
- Вы посмотрите, кто заправляет в Минобрнауке: все молодые люди. Много хорошего они наделали?
- В академиях «кормиться» много лишних людей, которые не способны на преобразования...
- Вот здесь я с вами соглашусь. Но с оговоркой: ученых, которые просто так называются, но таковыми не являются по сути, много, но представителей фундаментальной науки, которая во всем мире движет прогрессом — очень, очень мало. Я, если хотите, знать, - за слияние академий, но прежде давайте выкинем из них тех, кто не является учеными-фундаментальщиками. Это все прикладные институты, институты профилактической медицины, институты военной направленности. И вот, если мы их отделим, то даже слив оставшихся специалистов из большой науки воедино, мы увидим, что... их у нас практически нет. Нету нас уже, - всего 20 процентов, это практически недееспособная величина. Да и науки у нас, на самом деле,то же практически не осталось. Приведу всего один пример: у нас на всю страну — один НИИ палеонтологии, в Китае — подобный есть в каждой провинции, в маленькой Японии — при каждом университете. И мы еще что-то хотим реформировать?