Гуманист Шекспир был циничным барыгой

В голодные годы певец благородства спекулировал зерном, вызывая на рынке дефицит товара и резкое его вздорожание

Новый штрих к портрету таинственного гения отыскали сотрудники Аберистуитского университета в Великобритании и их коллеги - они нашли в документах конца XVI — начала XVII века сведения о том, что лондонский актёр, ставший к тому времени чрезвычайно известным и популярным драматургом, использовал своё богатство и связи для спекуляции зерном. Это были голодные годы, и некоторые дельцы скупали зерно и придерживали его, вызывая нехватку товара на рынке и его стремительное подорожание. Затем зерно продавалось с огромной выгодой. Эту ситуацию Шекспир описал в «Кориолане» в 1607 году, в разгар голодных бунтов, но, как оказалось, он и сам был одним из таких беспринципных барыг. К слову, в 1598 году его даже привлекали за это к ответственности!

В голодные годы певец благородства спекулировал зерном, вызывая на рынке дефицит товара и резкое его вздорожание
Памятник драматургу в Германии (Weimar). Фото: de.wikipedia.org

Помимо того, финансовая отчётность свидетельствует о том, что он безжалостно преследовал должников, подключая свои связи.

Исследователи (представители академической британской науки, в которой действует негласный запрет на сомнения относительно авторства произведений Шекспира) считают, что эта неожиданная черта позволяет разглядеть в Барде не просто фигуру из истории литературы, а живого человека.

К истине нас подвел 88-летний астрофизик из Стэнфордского университета (США) Питер Старрок, который в свободное от изучения Солнца и пульсаров время пишет и читает стихи. Он обратил внимание на то, что историки литературы ведут себя подобно участникам судебного процесса: предлагают некий тезис, подбирают подтверждающие его факты и затем подают их присяжным в наиболее привлекательной форме, одновременно высмеивая возможные контраргументы.

В книге «Он же Шекспир: научный подход к проблеме авторства» (AKA Shakespeare: A Scientific Approach to the Authorship Question) предлагает метод, основанный на байесовской статистике, разработанный им 40 лет назад для определения природы пульсаров.

К сведению, пульсары были открыты в 1967 году, и астрофизики поначалу никак не могли решить, что же это такое — то ли нейтронные звёзды, то ли белые карлики. Тогда Старрок составил список характеристик тех и других, выделив свойства, которыми они различаются. После этого оставалось ответить на вопросы такого рода: меняется ли скорость вращения пульсара, и если да, то увеличивается или уменьшается? Какова вероятность того, что на такое способен белый карлик? А нейтронная звезда?

Этот же метод он экстраполировал и на Шекспира. Обычно историк литературы выдвигает гипотезу и ищет ей подтверждение, а Старрок предложил поступить иначе: взял все факты о Шекспире и все значимые факты о крупных писателях, посвятивших жизнь литературе, то есть предложил построить  теорию о том, какой человек может быть писателем от бога, а какой — нет, и приложил её к Шекспиру. И тогда вопросы для статистической модели начнут выглядеть примерно так: был ли Шекспир скуп? Если да, то каким образом это проявлялось? Какова вероятность того, что на это способен писатель?

Книга Старрока написана в форме беседы четырёх вымышленных персонажей, каждый из которых выдвигает собственную гипотезу относительно 25 фактов из жизни Шекспира. В каждой главе есть пустые страницы, куда вы можете записать собственные соображения, присоединившись к этому квартету, а затем довести их до сведения Старрока на специальном сайте. После этого вам выдадут график, демонстрирующий силу ваших аргументов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру