«Ямал-402» - это геостационарный аппарат массой более 5 тонн. Он был создан французской компанией «Талес Аления Спейс» (Thales Alenia Space) по заказу российского оператора спутниковой связи ОАО «Газпром космические системы». Аппарат нужен для покрытия связью территорий России, СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки.
Как сообщили в пресс-службе Роскосмоса, ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Ямал-402» стартовала с Байконура 8 декабря в 17.13 по московскому времени.
Однако несмотря на то, что разгонный блок со спутником отделился от носителя в штатном режиме, его двигатель отключился преждевременно, и спутник не попал на нужную орбиту.
Теперь единственный выход из этой ситуации — дотянуть «Ямал-402» до нужной точки за счет его собственного топлива. Как сообщили в Центре им. Хруничева (именно здесь отвечают за качество выведения спутников при помощи РН «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М»), 9 декабря утром специалисты оценили параметры орбиты «Ямала-402» и выяснили, что все системы этого космического аппарата (КА) функционируют в штатном режиме. Теперь осталось выполнить два дополнительных импульса двигательной установки КА для до выведения его в расчетную точку орбиты. Первый такой импульс запланирован в ночь с воскресенья на понедельник. После выполнения всех маневров космический аппарат будет передан в эксплуатацию ОАО «Газпром космические системы», как и предполагалось ранее.
Однако топливо, которое находится в самом спутнике, необходимо ему для поддержания на нужной орбите в течение всего срока эксплуатации. Если его сейчас использовать, это может сократить жизнь «Ямала» на орбите (его гарантийный срок службы составляет 15 лет). «Сократит-то он сократит, но не существенно, - пояснил нам специалист из ракетно-космической отрасли. - В любом случае в сложившейся ситуации использование собственного топлива спутника — самое правильное решение. Будущее постепенное торможение спутника и схождение его со штатной орбиты неизбежно, - этому обычно способствует повышенная плотность атмосферы, которая связана с солнечной активностью. На какое время хватит топлива для поддержания заданной высоты, пока сказать сложно. Это зависит от многих параметров. Может так случится, что активность Солнца станет меньше, и спутник благополучно проработает весь свой срок».
Гораздо большее опасение у специалистов вызывает сам факт отказа разгонного блока «Бриз-М». «Ну не может быть, чтобы создатели блока снова наступили на те же самые грабли. - Негодует один из экспертов — Это было бы уже совсем не смешно».
Напомним, что предыдущее ЧП с разгонным блоком «Бриз-М» произошло 6 августа 2012 года. Ракета-носитель «Протон-М» должна была вывести спутники «Телком-3» и «Экспресс-МД2» на такую же геостационарную орбиту. Во время второго включения двигатели разгонного блока проработали всего семь секунд вместо положенных 18 минут. В итоге спутники оказались на нештатной орбите и реанимировать их не удалось. Комиссия по расследованию аварии тогда установила, что в разгонном блоке засорилась топливная магистраль в результате чего топливо неожиданно перестало поступать в двигательную установку.
На первый взгляд, все это очень напоминает и случай с «Ямалом-402». Однако, как сказали «МК» в Центре Хруничева, не стоит делать поспешных выводов. На этот раз, по мнению специалистов, причина скорей всего, - не в повреждении трубопровода, а в чем-то другом. Все вопросы разрешат телеметрические данные, которые ждут сейчас с орбиты специалисты.