И вот невероятное свершилось — в понедельник в Стокгольме Синъя Яманака из Института передовых медицинских наук в Университете Киото был объявлен нобелевским лауреатом 2012 года в области медицины и физиологии. Вместе с
Но для нас главная интрига состоит в том, что группа российских исследователей — из того же Центра неврологии РАМН совместно с учеными Института общей генетики РАН — на основе открытия Яманака уже научилась лечить болезнь Паркинсона на крысах!
Но какая связь, спросите вы, между стволовыми клетками и нейродегенеративным старческим заболеванием? Самая прямая! Полученные стволовые клетки можно «превратить» в любые клетки организма, в том числе и нейроны определенного вида, которых так не хватает в мозге больных паркинсонизмом.
Но сначала о том, как, собственно, совершалось открытие. Рассказывает зав.лабораторией клеточных технологий Института общей генетики доктор биологических наук Сергей КИСЕЛЕВ:
— Во-первых, давайте вспомним, что такое эмбриональные стволовые клетки. Это клетки, из которых в принципе может получиться любая ткань человеческого организма. К примеру, из них можно вырастить новую печень или почки, получить нейроны. Но вырабатываются эти чудодейственные клетки только под воздействием особых генов в живом эмбрионе. У взрослого человека эти гены тоже присутствуют, но они не работают. Поэтому человеческие эмбрионы до последнего времени были единственным источником стволовых клеток. И это большая проблема для всех — ведь их использование, во-первых, неэтично, во-вторых, неродные клетки чаще всего не приживаются в теле пациентов, ну и в-третьих, — где взять такое количество эмбрионов, чтобы удовлетворить потребность в их клетках тысячи клиник? А Яманака нашел новый источник эмбриональных стволовых клеток — собственный организм каждого человека. Он заставил клетку взрослого человека, по сути, забыть о том, что она взрослая, и начать работать так, как будто ей несколько дней от роду, то есть произвел ее репрограммирование, заставил вернуться в прошлое.
— Основная заслуга Яманаки в том, что он нащупал верную комбинацию из четырех пептидов для «пробуждения» человеческого генома в зрелых клетках и для выработки стволовых плюрипотентных клеток, — поясняет Иллариошкин. — Благодаря им он получил нейроны, миокард, вырастил даже живую мышь из таких клеток.
Сегодня над созданием самых различных клеток по методу Яманаки работает очень много научных центров по всему миру. Наши ученые, по словам Иллариошкина, не отстают от западных коллег. А в чем-то даже опережают их. Так, объединившись с Институтом общей генетики РАН, Центр неврологии РАМН занялся исследованием новых подходов к лечению болезни Паркинсона на основе открытия Синъи Яманаки.
— Мы взяли клетки кожи у больных паркинсонизмом пациентов, — объясняет Иллариошкин, — превратили их в плюрипотентные (эмбриональные) клетки, а уже из них получили культуру дофаминергических клеток. Однажды мы все-таки решили испытать их на лабораторных крысах. Самцу с болезнью Паркинсона трансплантировали в мозг те самые дофаминергические нейроны, полученные при помощи репрограммирования человеческих клеток. Это произошло в июне. Наши коллеги в лаборатории были настроены скептически, и тем более неожиданным для них явился результат: уже через неделю крысы бегали по клетке — здоровые и «счастливые». Думаю, что еще года два — и у нас появится возможность лечить таким образом людей.
Итак, первые лауреаты Нобелевской премии объявлены. Обещанная премия в 8 млн. крон ($1,2 млн.) будет вручена победителям только в декабре. Кстати, из-за финансового кризиса Нобелевский фонд урезал ее на 2 миллиона шведских крон. Второму победителю, биологу сэру Джону Бертрану Гёрдону, — 79 лет, он известен своими новаторскими исследованиями в области ядерной трансплантации и клонирования. Еще в конце