Когда заходишь в главный зал центра, сразу обращаешь внимание на большой монитор, почти во всю стену, на нем — земной шар, а яркие красные точки, разбросанные по разным материкам — где густо, где не очень, — это сигналы бедствия. Они поступили в течение последних шесть часов с судов, самолетов и просто от частных лиц — пользователей международной поисковой системы. Каким образом? С помощью радиобуев — маяков, которые либо при нажатии на кнопку, либо автоматически посылают сигнал на ближайший спутник системы. Ну а спутники, в свою очередь, передают информацию на принимающие наземные станции.
— В нашем центре сигналы принимают в режиме реального времени сразу три станции, — поясняет Никушкин. — Ведь спутники бывают разные: геостационарные, средне- и низкоорбитальные. Мы следим за системой КОСПАС-САРСАТ так же, как 30 таких же центров во всем мире, и по возможности дополняем друг друга.
— Так все-таки можно посмотреть, кто терпит бедствие в Афганистане?
Никушкин кликает компьютерной мышью на светящуюся красную точку, и на экране появляется справка: «Американский персональный буй (многозначный номер его регистрации), район бедствия — провинция Кандагар, координаты...» Имени нет, но догадаться, кому может принадлежать буй, несложно.
— Когда мы замечаем это, сразу пересылаем сообщение во все остальные центры и параллельно в поисково-спасательные службы, — говорит руководитель центра. Но что-то больно много сегодня появилось тревожных сигналов, обычно их бывает поменьше. Видимо, с природой нелады...
Словно в подтверждение слов Игоря Васильевича, замигала еще одна яркая точка — над Киевом. Неужели что-то случилось на чемпионате Европы по футболу, и фанаты посылают оттуда сигналы бедствия?
— Нет, смотрите, эта точка появилась на взлетно-посадочной полосе в аэропорту «Борисполь», — комментирует происходящее в эти минуты на далекой от нас Украине Никушкин. — Точка постоянно передвигается, и это означает только одно: пилот какого-то самолета проверял перед вылетом работоспособность системы КОСПАС-САРСАТ, а потом просто забыл ее отключить и начал передвигаться по ВПП. Это мы называем ложным срабатыванием. Такие же случаи бывают в портах.
— Как же вы определяете, ложный случай или нет?
— В городах о происшествии легко сообщить и по обычному телефону — так что о ЧП было бы уже известно и без нас. А вообще такие «шутники», как этот пилот на Украине, есть и у нас. К примеру, из 8 тысяч самолетов, которые оборудованы нашей системой, каждый день
— Ну а если сигнал поступит из тайги?
— Даже если кто-то случайно нажмет на кнопку, однозначно будет проведена поисково-спасательная операция, тут уже не до шуток.
К слову сказать, над нашей огромной территорией в момент нашего пребывания в центре не мигало ни одной тревожной точки. С Украины, Польши, Германии были сигналы, а в России царило какое-то странное спокойствие. Неужели у нас никто не теряется в лесах, на лавиноопасных участках в горах?
Эту ситуацию прокомментировал генеральный директор — генеральный конструктор Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем (там создают радиомаяки и соответствующие приборы для спутников) Юрий УРЛИЧИЧ:
— Несмотря на то что именно в нашей стране 30 лет назад было положено начало международной системе КОСПАС-САРСАТ, у нас до сих пор нет законодательной базы для использования персональных радиобуев. Мы в течение 20 лет пытаемся донести важность предоставления такой услуги для геологов, спасателей, туристов. И вроде бы все всё понимают, но на деле МЧС кивает на МВД, МВД — на Министерство спорта, туризма и молодежной политики... В итоге граждане России — крупнейшей космической державы — до сих пор остаются лишенными возможности быть найденными по персональному сигналу при помощи спутника. А гражданам других 12 стран повезло больше: их власти сумели решить эту задачу, и теперь у людей есть надежда на то, что в любом случае, если они прихватят с собой радиомаяк, их спасут.
И все же в нашей стране были отдельные примеры использования персональных радиобуев (ПРБ).
— Мы выдавали такие некоторым путешественникам в рамках эксперимента, чтобы посмотреть, насколько эффективно они будут работать, — пояснил руководитель ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей КУРОПЯТНИКОВ. — К примеру, с такими приборами не один раз отправлялись на Северный полюс экспедиции Дмитрия Шпаро.
— А что касается наших судов и самолетов, они все оборудованы приборами системы КОСПАС-САРСАТ?
— В России еще в 2008 году вышел приказ Министерства транспорта об обязательном оснащении морских судов и авиалайнеров радиобуями, — говорит Куропятников. — В настоящее время нами зарегистрировано 8 тысяч морских маяков и 6 тысяч авиационных. Если что-то случается с судами, их спасает МЧС. Всего же в мире, я напомню, зарегистрирован миллион радиобуев, включая персональные.
— Мы чаще слышим о спасении зарубежных моряков, летчиков. Приведите пример спасения наших соотечественников.
— Одна из самых заметных спасательных операций при помощи КОСПАС-САРСАТ была проведена 15 ноября прошлого года в Белом море. В координационный центр системы в Москве поступила информация об аварийных сигналах от двух морских радиобуев с сухогруза «Капитан Кузнецов». Судно с 11 членами экипажа на борту село на мель, и у него остановились двигатели. Местоположение его было определено уже через несколько минут. Терпящих бедствие спасли военные моряки.
Есть на памяти у космических спасателей и довольно необычные истории. Так, 24 июля 2011 года семеро американских студентов Национальной школы лидерства пережили нападение североамериканской бурой медведицы в дикой местности на Аляске. В результате двое студентов получили опасные для жизни ранения, остальные — менее серьезные. И только благодаря тому, что ребята вовремя активировали свой ПРБ, их в течение нескольких секунд после этого запеленговал один из спутников КОСПАС-САРСАТ. Он передал аварийную информацию на наземную приемную станцию в районе небольшого городка на Аляске, оттуда оно отправилось в Координационный центр системы США в Мериленде, и уже через восемь минут координаты и регистрационные данные радиобуя стали известны спасателям, которые тут же выслали к месту обнаружения два вертолета.
В будущем, уже через каких-нибудь лет 50, по словам специалистов, система будет определять координаты терпящих бедствие за секунды, а буи станут оповещать потерпевших о том, что помощь идет, откуда идет и через какое время прибудет. Возможно, нынешние довольно большие радиобуи превратятся в миниатюрные браслеты, которые будут посылать сигналы спутнику, а вдобавок еще и мониторить состояние своего хозяина при помощи суперчувствительных датчиков. Такое устройство очень пригодилось бы человеку, который из-за резкого шока не успел нажать на тревожную кнопку. Тогда сообщение с радиобуя было бы примерно таким: «Аварийный персональный радиобуй, остров Сахалин, владелец потерял сознание из-за сердечной недостаточности».