— Хотите примерить защитный костюм, который только-только разработали и о котором еще никто не знает? — интригуют ученые. — Его ни разу не примеряла женщина. Так что нам самим интересно посмотреть, удобно ли будет надеть его прямо на платье, на каблуки. Опасность ведь может застать в любой момент, и, возможно, не будет даже времени, чтобы снять обувь.
Костюм сделан из тончайшего материала. Он похож на плащевку, только намного мягче и легче (в нем чувствуешь себя, будто в ситцевом халатике, хоть на вид он довольно объемный). Понятное дело, что он совершенно не сковывает движения в отличие от обычных неповоротливых прорезиненных защитных костюмов. В нем хоть прыгай, хоть на шпагат садись. Но не это важно.
— Ткань — уникальная, — говорят ученые. — Она обладает удивительными, по мнению вирусологов и микробиологов, свойствами. Если говорить проще — через нее ничего, кроме чистого воздуха, не проходит. В нем можно быть неограниченное количество времени, и тело будет дышать при этом. Еще на костюме не оседает вредная пыль, он сделан так, что если одна «молния» нечаянно расстегнется, то вредные вещества все равно не проникнут внутрь. Снимать и надевать его можно, не дотрагиваясь до незащищенных поверхностей. В общем, это целое произведение искусства, а не костюм.
Пока ученые не определились с конечным вариантом (все время что-то дорабатывают и улучшают). Зато есть уже заказы на него от всех инфекционных больниц Москвы. Один костюм ученые неофициально дали на апробацию медикам — чтобы те померили, сказали свое мнение.
По слухам, новинкой уже заинтересовалась ФСО. Не исключено, что первые такие костюмы появятся именно в Кремле.
Но если VIP-костюмы для взрослых пока находятся в стадии разработки, то для детей ученые уже придумали уникальное средство защиты от химической атаки.
Вот она, та самая детская камера. Специалисты «Химкомплектзащиты» собирают ее прямо при нас. Она напоминает что-то среднее между гигантской сумкой и коробкой. Легонькая какая! Ее удобно и в руках нести, и на плечо повесить. Внутрь залезть, чтобы почувствовать, каково оно — пребывание там, — увы, не получится. Слишком уж маленькая.
— Она для младенцев от рождения до полутора лет, — говорят специалисты предприятия. — На детей повзрослее можно уже противогазы надевать.
Вообще, ребенку в такой капсуле, думаю, не очень-то комфортно. Мир он видит только через два небольших оконца. Через них же наблюдает за малышом мать. Расстегивать камеру ни в ком случае нельзя — а чтобы, к примеру, поправить соску, надо воспользоваться специальным рукавом. В принципе можно в капсулу положить игрушки, но редкий малыш не испугается закрытого пространства, куда не попадает даже миллиграмм воздуха извне. Так и представляю, как ребенок тут будет надрываться от плача... Впрочем, в камеру детей будут помещать в случаях, когда речь о жизни и смерти, и ненадолго — до 6 часов. Все это время дышать малыш будет одним и тем же воздухом, который будет проходить очищение. Ну а главное, что камера защитит от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств.
— На самом деле это очень старая разработка, о которой просто не было известно широкой публике, — говорит зам. гендиректора предприятия Сергей Ковалев. — Сначала была КЗД-4 (камера защитная детская), которая выпускалась где-то до 1989 года. Потом ее сняли с производства и начали делать КЗД-6 — ту самую, что закупает сейчас ФСО.
Изготавливает такие камеры по цене 18 тысяч за штуку только один завод, расположенный в подмосковной Электростали. Изначально заводская гарантия на капсулы была всего три года (внутри сорбционная панель, которая в случае малейшей разгерметизации пакета приходит в негодность). Непонятно, почему сейчас разрешили хранить аж 25 лет. Но даже не это самая большая проблема. Беда в том, что камер таких фактически нигде и ни у кого нет. ФСО будут чуть ли не единственным обладателям КЗД.
— В России нет ни детских камер, ни детских противогазов, — говорят эксперты. — Взрослых противогазов по всем нормам достаточно. И инспекции МЧС все время проверяют их наличие в организациях. Штрафуют, если, не дай бог, на один меньше. А про детей с момента развала Союза будто все забыли. Случись беда — ребятишки погибнут первыми.
Во всей стране останутся только 118 малышей? Кстати, кто они? У ныне действующих первых лиц, министров, руководителей высших органов власти столько грудничков точно нет. По нашим подсчетам, на всех них и десяти малышей не приходится. Впрочем, есть еще и внуки. В самом ФСО пояснить, кого именно из детей поместят в случае атаки в камеры, отказались. Официального списка охраняемых спецслужбой младенцев вроде как нет. Но есть еще немаловажная деталь: в такую камеру можно поместить собаку или кошку. Так что лабрадору Владимира Путина теперь химическая атака не угрожает.
Но для защиты младенцев первых лиц ФСО выбрала все же не лучший вариант. Не так давно российские ученые разработали СЗД-1,5. Это уже не камера, а крошечный детский скафандрик.
— Без преувеличения скажу, что это шедевр, созданный по спецзаданию МЧС, — уверяет Ковалев. — Штанины и рукава на специальных липучках и многократно складываются. Есть электрический аккумулятор, который подает воздух. Ребенку в нем очень комфортно, он все видит. Мать может подправить что-то, погладить его с помощью рукава, какой есть в КЗД-6. Правда, стоит такой скафандрик около 25 тысяч рублей. На сегодняшний день он сделан... в двух экземплярах. Потому что никто им ни разу не поинтересовался, включая то же МЧС.
А вообще сегодня политологи, военные и медики сходятся в одном: самую серьезную угрозу сегодня представляет именно вирусное и бактериальное оружие. В этом случае ходячей бомбой становится человек. Микроорганизмы ведь размножаются быстро, и за сутки больной может заразить микрорайон. Через неделю погибнет город. Костюмы и капсулы всех не спасут. Но пандемию на самом деле легко предотвратить.
В обычных условиях на определение вида бактерии может уйти масса времени, но ученые Государственного института биологического приборостроения разработали экспресс-анализаторы. На определение содержания в воздухе бактерий и вирусов уходит... две минуты. Всего! Тиф, чума, сибирская язва, птичий грипп — любая опасная инфекция выявляется на раз-два. Такие комплекты уже поступили в Минобороны. Больше их нигде нет и, по всей видимости, не будет. Но ведь стоило бы, к примеру, в каких-то случаях делать экспресс-анализ в метро, на стадионах или в тех же государственных резиденциях. Чтобы в случае чего успеть тех же младенцев в капсулы положить да в защитный костюмчик нарядиться.
А КАК У НИХ
Защитные костюмы на случай выброса радиации, химической, биологической и прочих атак есть у руководителей всех развитых стран. Чаще всего сами президенты их ни разу в глаза не видели, и некоторые о них даже не знают, как, в принципе, не знают многих нюансов обеспечения их безопасности. Но костюмы всегда держат поблизости, и в случае ЧП телохранители сразу же их принесут. У каждого президента таких костюмов несколько — для всех видов угроз. Сказать, насколько они лучше или хуже тех, что делают в России, сложно, потому как это секретные разработки. Закупать за рубежом подобные изделия считается опасным. По непроверенным данным, защитный костюм (от химической, биологической и вирусной угрозы) Барака Обамы прорезиненный, а значит, он тяжелее, не гибкий и тело в нем не дышит.