В минувшем декабре «Энергомаш» посетили блогеры: пять ночей они пролезали через дыры в заборе, который в то время ремонтировали, гуляли по территории и снимали, снимали, снимали. Это вызвало небольшой скандал. И в апреле руководство завода пригласило целый пул журналистов — уже днем и официально. Пожаловалось на блогеров, пожало руки. «Хотим, чтобы люди знали, как у нас здесь все устроено», — объяснили цель пресс-тура. Показали демонстрационный зал — тут кверху соплами стоят двигатели, разработанные за всю историю предприятия. Жидкостные ракетные или РД, числом 60. Рассказали историю легендарного предприятия. В 1946 году «Энергомаш» разработал мощные ЖРД для боевых баллистических ракет и ракет-носителей. С помощью этих РН на орбиту был выведен первый спутник Земли, а потом устроен первый пилотируемый полет. В

Сегодня территория «Энергомаша» — 92 гектара. Тут умещаются конструкторское бюро, завод и собственная база для испытаний. Сотрудники уверяют, что, когда тестируют двигатель мощностью в 800 тонн, никакого дискомфорта жители Химок не чувствуют. Лишь на горизонте появляется облачко водяного пара.
Кроме бюро, завода и базы в «Энергомаше» оборудовали учебный корпус. Компьютерный класс человек на 20, где обучают студентов последних курсов МАДИ, МАИ и МГТУ им. Баумана. Преподают специалисты НПО. Студенты сидят на первых партах, а на последних — молодые инженеры самого «Энергомаша», которые повышают квалификацию. Зарплаты тут, по словам директора, конкурентные — средняя составляет 40 000 рублей. Неудивительно, что в учебном центре ребята с первых парт постепенно пересаживаются на последние, а первые тоже не особенно пустуют.
И одновременно тут — преемственность. Сотрудник одного из цехов Андрей Пищулин говорит: «Здесь же двигатель для Гагарина собирали. Серьезно. Мой папка собирал. Тогда все было засекречено, завода как бы не было, а двигатели называли „камеры“ или „изделия“. За длинный язык сажали в тюрьму». Теперь Андрей занимается испытаниями. И весь огромный «Энергомаш» проектирует, собирает, испытывает, продает. Сегодня 43% всех ракетных полетов в мире с его двигателями и 90% — российских полетов.