— Когда случается очередная авария на серьезном предприятии, тотчас появляется мысль, что Россию погубят коррупция и непрофессионализм. В последнее время именно он тормозит процесс подготовки квалифицированных инженерных кадров в области ракетодвигателестроения. Дело в том, что при создании высококлассной техники на всех этапах должны руководить профессионалы, так же как и во главе любого НПО должен стоять профессионал только высокого уровня.
В инженерной среде любому известно, что опора любого НПО — старшее поколение, у которого учится молодежь. В науке, инженерном деле преемственность поколений — одно из определяющих обстоятельств. Что в таком случае можно сказать о руководителе предприятия, который с легкостью “убирает” сотрудников старшего поколения? К сожалению, одно: он — дилетант.
Когда я пришел на предприятие после института, для меня конструкторы 1-й или 2-й категории были самыми главными учителями. Они передавали мне свои знания и опыт, а я развивался, сам обучал новичков — непрерывный процесс шел по цепочке. Никакими другими способами сегодня нельзя вырастить высококлассного специалиста, если он будет оторван от пуповины. Она питает его знаниями, не прописанными ни в одном учебнике. Эта информация в книгах не появится даже лет через 20. Только такая работа создает квалификацию кадров.
А на “Энергомаше” сегодня ситуация уникальная— здесь нет генерального конструктора.
— Почему?
— Осенью прошлого года я ушел с предприятия. О причине поступка пока говорить не хочу. В двух словах этого не объяснишь. Скажу лишь: чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, нужно вести новые разработки, модернизировать ранее изготовленные изделия. На данный момент если этот процесс и происходит на “Энергомаше”, то очень вяло. А главная причина — в непривлекательности условий для молодых специалистов. В первую очередь — это низкая зарплата. Все вроде бы есть, например, финансирование американцами нашего долгосрочного контракта на поставку двигателей РД-180 и другие источники. Но на зарплату это никак не влияет.
Молодежь уходит с предприятия в какие угодно структуры — торговлю, муниципальную или юридическую службы, но только не по специальности. А производство нужно развивать, чтобы выпускники инженерных факультетов были уверены — работа по профилю с достойной зарплатой у них будет. Впрочем, это актуально для любой отрасли.
— Насколько я знаю, тот долгосрочный контракт с американцами на поставку двигателя “Энергомаша” РД-180, заключенный вами 16 лет назад, до сих пор кормит предприятие?
— Да, и будет кормить еще десятилетие. Нас тогда за такое активное взаимодействие с американцами чуть ли не посадить хотели, а потом… присудили Госпремию.
Высокотехнологичное сотрудничество — это больше, чем бизнес. Но значимость нашего партнерства с американцами еще по-настоящему не оценена мировым сообществом. А ведь с помощью маршевых двигателей “Энергомаша” осуществлены два знаковых пуска. Они заняли особое место в истории космонавтики. На околомарсианскую орбиту выведен спутник, с помощью которого ученые составят сверхточную карту поверхности Красной планеты. Впервые с помощью маршевых двигателей первой и второй ступеней был запущен корабль со скорость более 16 км в секунду. Такому космическому аппарату суждено впервые достигнуть Плутона. А далее — он покинет и пределы нашей Солнечной системы.
— Получается, что вы как руководитель предприяти, смотрели тогда на десятилетия вперед?
— Возможно. Разработка РД-180 — это наша национальная гордость. Мы ведь вышли на международный рынок не с неким сырьем — лесом, газом, нефтью, а с интеллектуальным продуктом, который стоит значительно дороже. Он был высоко оценен и работает. За счет контракта мы организовали чистый приток средств, и он позволил нам поддержать предприятие: был сохранен коллектив, мозги, силы, средства производства и т.п.
— Чем вы занимаетесь сейчас?
— Заведую кафедрой в МАИ. Она находится буквально в двух шагах от НПО “Энергомаш”. Со студентами работают ведущие специалисты предприятия, в том числе кандидаты и доктора наук.
Также я являюсь председателем секции “Инженерные и технические науки” Совета по грантам Президента РФ. Считаю, что в разработке стратегии развития космонавтики должны участвовать представители РАН, еще не полностью разгромленные отраслевые институты, а также институты генеральных конструкторов. К сожалению, их авторитет за последние двадцать лет был сильно утрачен. Хотя раньше они во многом определяли и двигали прогресс нашей техники.
— Борис Иванович, удалось ли России сохранить статус лидирующей космической державы?
— Да, мы были и остаемся мировыми лидерами. Во-первых, в области создания жидкостных ракетных двигателей, где занимаем передовые позиции, разрабатывая программу создания мощных орбитальных станций, стыковок в космосе. В-третьих, мы сохранили пилотируемую космонавтику и по-прежнему в этом направлении лидируем.
Созданный мастерами наш кадровый и научно-производственный потенциал еще не растрачен. Слабеющий год от года, он еще не утратил способность к созиданию нового. В ближайшие годы мы еще сможем выйти на достаточно высокий уровень в российских и международных программах.
— А где еще используются двигатели “Энергомаша”?
— Все пилотируемые космические корабли с российскими и зарубежными космонавтами запускаются с использованием модернизированных вариантов двигателей нашего предприятия в составе ракет-носителей типа “Союз” и “ Союз-ФГ “. А вот свежая новость — 5 апреля пилотируемый корабль “Гагарин” отделился от третьей ступени ракеты-носителя “Союз-ФГ” и полетел к Международной космической станции (МКС). Космонавты взяли с собой на борт фильм “О 108 минутах Юрия Гагарина”. Его сняли студенты МАИ и молодежная команда “Российской аэрокосмической инициативы”. 12 апреля космонавты посмотрели картину на орбите, а впереди у них большая программа. Им предстоит принять два американских шаттла и три грузовых корабля “Прогресс”.
Самое интересное, что выполнять подобные программы стало возможным только благодаря неутомимой работе инженерной мысли.
— Что вы имеете в виду?
— Чтобы выводить на орбиту мощные космические аппараты, необходимо увеличить грузоподъемность носителя, а также придать двигательной установке повышенный удельный импульс. В разработке новой форсуночной головки двигателя было использовано одно из изобретений. В его основе лежит устройство, устраняющее высокочастотное колебание давления в камере сгорания. Главное предназначение изобретения — обеспечить более устойчивую работу камер сгорания и двигателя в целом. В этой разработке принимал непосредственное участие и я. Подобный двигатель используется в ракетоносителе “Союз-ФГ”.
— А что значит в вашем понимании “перспективный инженер” и много ли у нас в стране подобных специалистов?
— Понятие “инженер” ассоциируется у меня со словом “мысль”. Специфика инженера ракетно-космической области — продуктивно мыслить на пятилетку вперед. Иными словами, в ракетном деле важны предвидение и интуиция. У молодого, перспективного инженера эти качества, изначально находясь “в зародыше”, со временем развиваются, у посредственности такие задатки отсутствуют. Высококлассный специалист должен уметь обозначить правильный вектор движения, то есть на несколько лет вперед определить перспективные направления в своей отрасли и развивать их. Такой человек будет ценным кадром не только в области ракетного двигателестроения, он будет востребован в любой инженерно-технической отрасли.
То есть самое главное для инженера — умение творчески мыслить, а мысль, как известно, остановить невозможно. Скажу откровенно, как председатель инженерно-технической научной секции, что молодых талантливых специалистов у нас в России еще много. Чтобы сохранить этот интеллектуальный ресурс, государство обязано поддерживать его и морально, и материально.