Гагарин — замечательная птица

Слетав в космос, первый космонавт стал заслуженным мастером спорта

В 50-й раз 12 апреля становится праздничным днем. За эти полвека мы уже привыкли к внеземным подвигам наших сограждан, нас стало трудно удивить новыми космическими достижениями. Еще бы! Вон на орбите крутится целый дом-лаборатория, где в режиме “нон-стоп” месяцами работают и живут астронавты и космонавты из разных стран! Совсем иные ощущения испытывал народ в апреле 1961-го. Отголоски того всепоглощающего торжества сохраняют старые страницы “МК”.

Слетав в космос, первый космонавт стал заслуженным мастером спорта

Профессиональное журналистское чутье (а может быть, и хорошо налаженные связи в среде “космических” ученых) не подвело сотрудников столичной “молодежки”. Буквально за неделю до полета Ю.Гагарина, 5 апреля 1961 г., “Московский комсомолец” опубликовал большую статью “Человек шагает в космос”, в которой крупнейший советский специалист в области психиатрии действительный член Академии медицинских наук СССР Евгений Попов рассуждал о влиянии космических полетов на человеческую психику: “…Конечно, профессия астронавта — одна из самых опасных, и все-таки у нас нет никаких оснований утверждать, что человеческая психика не выдержит условий космического полета…”

В газетный номер, сверстанный “по горячим следам”, в день первого за всю историю космического путешествия человека, редакция успела включить “отклики с мест”. Благодаря им можно узнать, каких же самых первых почестей и “мер по увековечиванию” был удостоен Юрий Гагарин.

“МК”, 13 апреля 1961 г.:

“Рабочие и инженерно-технический состав работников комсомольско-молодежного управления №6 треста Мосстрой №1 на общем собрании строителей избрали Юрия Гагарина Почетным строителем комсомольско-молодежного управления”.

“…Когда по радио передали сообщение о космическом полете, в Раменском горкоме ВЛКСМ происходила церемония вручения комсомольских билетов. Туда оперативно вложили вкладыши: “Комсомольский билет вручен в день полета первого человека в космос. 12 апреля 1961 г.”.

По случаю небывалого космического события в пятницу, 14 апреля, вышел даже внеочередной номер столичной молодежной газеты (в ту пору “МК” выпускали 4 раза в неделю). Почти весь он посвящен “героическому прорыву советского народа к звездам”.

Гагарин — замечательная птица

Смотрите фотогалерею по теме

“Приказ Министра обороны. В ознаменование первого пилотируемого полета в космос 14 апреля сего года произвести салют двадцатью артиллерийскими залпами в Москве, столицах союзных республик, Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе…”

“…На Дулевском фарфоровом заводе выпустили памятную вазу, которую решено преподнести Юрию Гагарину…”

“…“От какого русского слова происходит фамилия “Гагарин”? — спросил один из иностранных студентов. И, узнав, что это название птицы, сказал: “О! Мистер Гагар — замечательная птица!”

“МК”, 17 апреля 1961 г.:

“За выдающееся в истории человечества достижение и установление первых мировых рекордов в космическом пространстве Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР присвоил Гагарину Ю.А. почетное звание “Заслуженный мастер спорта СССР”.

“МК”, 18 апреля 1961 г.:

“Выпускники Тучковской средней школы Рузского района на общем собрании решили поехать на целину и основать там молодежный совхоз им. Ю.Гагарина…”

(Судя по заметке, напечатанной в “МК” буквально месяц спустя, уже 16 мая из Москвы выехал на целину первый отряд целинников-“гагаринцев”, состоявший из 25 молодых трактористов, слесарей, штукатуров, получивших комсомольские путевки.)

В первые дни после орбитального полета на Москву обрушился вал писем-заявлений от желающих принять участие в штурме космического пространства. Люди писали в Кремль, в Академию наук, в планетарий, в Астрономический институт… Часть этих писем была опубликована в нескольких номерах “МК”.

“Москва, исследовательский институт Академии наук СССР, профессору лично в руки. Дорогой профессор! Я, Шумакова Антонина Петровна, хочу полететь в спутнике в сторону Луны. Работаю на механическом заводе на “Казахстанской магнитке”. Здоровье отличное”.

“В Москву, в Кремль, до дорогого нашего Микиты Хрущова. Дорогой Микита Сергеевич! Я до вас с огромной просьбою: когда будете посылати следующий корабль-спутник, то нехай не сажают туда каких-то животных. Пришлите за мной, на мой адрес. Я спокойно сяду в кабину корабля и зроблю разведку космоса. Я хочу помочь советским людям, бо я советска жинка. Драчук А.К., Львовская обл., с. Загорное”.

“Уважаемые товарищи из Академии наук СССР! Я, вьетнамский юноша, хочу, чтобы вы разрешили мне стать членом экипажа космического корабля. По состоянию здоровья и духа я могу выполнять любые поручения. Владею специальностями литейщика, электромонтера, слесаря, рыбака, маляра. Буй Нгок Шен, Ханой”.

“Академия наук СССР. Прошу записать меня в очередной рейс в космос. Хочу лететь на корабле-спутнике на Луну, Венеру и другие планеты. Хочу лететь в космос для блага советского человека. Зайцев Борис, Краснодарский край, с. Хаджох”.

А вот 47-летняя москвичка, предлагая себя на роль космонавта, попросила не называть публично ее имени: “Ни шумихи, ни славы мне не нужно. Мое желание вызвано единственно тем, чтобы оказать хоть небольшую пользу человечеству и не подвергать при этом риску молодых…”

Гагаринский полет в космос обернулся настоящим водопадом правительственных наград тем, кто имел непосредственное отношение к этому проекту. После самого Юрия Алексеевича, получившего звание Героя Советского Союза, следующим награжденным стало “первое лицо страны”.

“МК”, 18 июня 1961 г.:

“Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении 1-го секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. орденом Ленина и третьей звездой Героя Социалистического Труда… Отмечая выдающиеся заслуги… в руководстве по созданию и развитию ракетной промышленности, науки и техники и успешном осуществлении первого в мире космического полета советского человека на корабле-спутнике “Восток”, открывшего новую эру в освоении космоса… Председатель Президиума ВС СССР Л.И.Брежнев”.

Рядом был опубликован другой указ, подписанный все тем же Леонидом Ильичом. За полет Гагарина на корабле “Восток” 7 “видных ученых и конструкторов” получили звание дважды Героев Социалистического Труда, 95 ведущим конструкторам, руководящим работникам, ученым и рабочим присвоено звание Героев Социалистического Труда, 478 человек награждены орденом Ленина, 1218 человек — орденом Трудового Красного Знамени.

Гагарин