Кто продолжил дело динозавров

Дело динозавров продолжили гигантские млекопитающие, утверждают ученые.

Когда динозавры вымерли, некоторые млекопитающие довольно быстро превратились в огромных тварей, говорят исследователи.

Дело динозавров продолжили гигантские млекопитающие, утверждают ученые.
Alison Boyer/Yale University

Новое исследование помогает объяснить таких млекопитающих гигантов, как Indricotherium transouralicum - ростом 5,5 метров и весом 17 тонн - травоядных, напоминающих безрогих носорогов, которые жили в Евразии 34 млн. лет назад.

Этот поедатель высокорастущих растений, наряду с Deinotherium - древним слоном - был  крупнейшим млекопитающим, когда-либо бродившим по Земле. Он намного превосходил своими размерами многочисленных млекопитающих, имевших размеры мыши и сновавших под ногами у динозавров.

Исследователи показали, что вымирание динозавров 65 миллионов лет назад проложило путь для млекопитающих, сделав их примерно в тысячу раз больше, чем они были до того.

Исследование, которое опубликовано в престижном научном журнале «Science», впервые  показывает новую модель увеличения размеров тела млекопитающих после схода со сцены эволюции громадных динозавров.

"По сути динозавры исчезают и внезапно освобождается ниша поедателей растений. Это - открытый источник пищи, и млекопитающие начинают тянутся к нему, и более эффективно в этой ситуации быть крупным травоядным", - говорит доктор Джессика Теодор (Theodor), адъюнкт-профессор в Отделении биологических наук в университете Калгари.

Теодор говорит, что подтверждающее резкий рост млекопитающих после исчезновения динозавров, новое исследование показывает, что экосистема в состоянии перезагрузить себя относительно быстро.

Для того, чтобы понять как крупные млекопитающие выросли после «всплеска конкуренции» (competitive release), вызванного вымиранием динозавров, исследователи собрали данные о максимальных размерах для основных групп наземных млекопитающих на каждом континенте.

Результаты дают ключ к разгадке того, что устанавливает пределы для размеров млекопитающих на Земле, а также к пониманию количества пространства, доступного каждому животному и климата, в котором они живут. Чем холоднее климат, тем больше млекопитающие, поскольку большие животные лучше сохраняют тепло.

Также изыскание показывает, что ни одна группа млекопитающих не доминирует среди животных больших размеров — самые крупные млекопитающие принадлежат к различным группам во времени и пространстве.