Ученые измерили таинственную темную энергию

Новое исследование двойных галактик в глубоком космосе приближает нас к пониманию природы темной энергии - таинственной силы, расширяющей нашу Вселенную с непрерывным ускорением.

"Мы владеем невероятно простой картиной мира, - говорит Майкл Штраус (Strauss), астрофизик из Принстонского университета. - Конечно, мы не понимаем эту картину - мы не знаем, что такое темная энергия, и не знаем того, что такое темная материя".

nasaimages.org

Чтобы справиться с этими "темными" силами, которые мы не можем обнаружить при помощи нашего беспомощного человеческого оборудования, исследователи Кристиан Маринони (Marinoni) и Аделина Буцци (Buzzi) из университета Прованса (Франция) использовали подход, который на самом деле существует дольше, чем сама идея темной энергии - из теории 1979 года Чарльза Олкока (Alcock).

Теория постулирует, что если вы исследуете сферу пространства где-нибудь во Вселенной и сравниваете ее с более отдаленной сферой, далекие области будут выглядеть удлиненными из-за ускоренного расширения Вселенной. Измеряя степень этого искажения, исследователи думают, что они смогут получить устойчивое представление о том, какие объемы темной энергии вызывают ускорение в тех сферах.

Этот опыт по сути можно назвать новым взглядом на любопытный феномен темной энергии, а его результаты хорошо согласуются с растущей совокупностью доказательств, предоставляемых различными точками зрения. "До сих пор, эта картина была довольно безупречной, а все эксперименты, кажется, сочетаются друг с другом, - говорит Штраус. - Но чем больше экспериментов вы проводите, тем лучше для вас".

Исследование, опубликованное в «Nature», главным образом рассматривает пары двойных галактик. Ученые предположили, что если бы они равномерно распределялись во Вселенной, то они вели бы себя одинаковым образом в прошлом и теперь (имеется ввиду, что эти галактики в паре располагаются на одинаковых расстояниях).

Исследователи сравнили наблюдаемые расстояния между парными галактиками вблизи нас и на далеких расстояниях. Наблюдая цвет звезд в далеких галактических парах, исследователи могут определить, сколько времени шел их свет, и, таким образом, измерить расширение Вселенной. Затем делая поправку, насколько быстро Вселенная ускоряется в их моделях с тем, что они наблюдали, исследователи численно определили количество темной энергии во Вселенной.

Учыные измерили расстояние между 700 близлежащими галактиками в паре, которые они могли бы измерить напрямую, не взирая на расширение Вселенной. Затем, предприняв наблюдения 500 далеких пар, они настроили скорости расширения так, что их скорость расширения вышла  одинаковой как для далеких, так и для близких пар.

Итак, результирующая величина темной энергии составила в среднем 74 процента (60-80%) от энергии Вселенной при ошибке, которая составляет одну треть от предыдущих оценок.

«Правда, дальнейшие исследования могут показать, что все эти результаты нуждаются в коррекции и все это может пойти насмарку», сказал MK.RU исследователь Николай Чугай из Института астрономии РАН (Москва).