Не откладывая дело в долгий ящик, Константин Новоселов (кстати, заявленный в буклете просто как Костя) начал пресс-конференцию с того, что предложил собравшимся сделать графен самостоятельно “здесь и сейчас”. “Главное, чтобы мои студенты не узнали. А то им я о таком способе не рассказывал, могут обидеться”, — пошутил лауреат, когда журналисты разобрали рулоны клейкой ленты и пакетики с графитом. Суть эксперимента проста, и при желании любой из читателей “МК” способен провести его сразу после прочтения этой статьи. Возьмите кусок клейкой ленты, грифель простого карандаша и мобильный телефон. Соскоблите грифель на ленту и размажьте его тонким слоем. Чем тоньше слой, тем лучше. Затем дыхните на него, налепите скотч на экран мобильника и крепко прижмите чем-нибудь тяжелым. “Лучше всего подходит седьмой том трудов Ландау—Лифшица”, — посоветовал Константин Новоселов. Затем отлепите скотч. “Видите поблескивающие чешуйки? Это — по-прежнему графит. А графен глазом не виден. Но на экране он есть, не сомневайтесь”. Судя по тому, что чешуйки на телефоне действительно поблескивали, оставалось поверить знаменитому физику и во всем остальном.
После эксперимента лауреат ответил на вопросы журналистов. Выяснилось, что никто из корпораций к ученым с коммерческими предложениями не обращался. “У нас нет ни одного патента на этот материал. Поэтому к нам и не обращаются. Хотя, например, Samsung и IBM ведут разработки в этом направлении. Но, честно говоря, мне бы не хотелось заставлять кого-то заниматься графеном. Ученые на то и ученые, чтобы заниматься тем, чем сами хотят”, — сказал Константин Новоселов. Впрочем, по его словам, Samsung планирует уже в 2012 году начать производство мобильных телефонов нового поколения с использованием графена. Что касается возможности работы в России, то ученый подчеркнул, что никогда связь со своей страной и не терял. “В частности, часть экспериментов по графену проводилась нашими коллегами из Института проблем технологии микроэлектроники в Черноголовке. А вот информация, что я отказался от сотрудничества со “Сколково”, неверна. Мне никто этого не предлагал. А я всегда готов контактировать с лучшими учеными по всему миру. В “Сколково” меня не звали, но от сотрудничества с российскими учеными я никогда не отказывался”, — подчеркнул он.
На этой патриотической ноте пресс-конференция и завершилась. Константин раздал нескольким ученым, облепившим его, адрес своего почтового ящика, собрал протянутые визитки и в сопровождении организаторов форума покинул пресс-центр.