Недостающее звено было предсказано

Новый вид меняет наши представления о том, когда разошлись эволюционные «дороги» людей и обезьян

Наша генеалогия, возможно, отклонилась от наших обезьяньих родственников позже, чем считалось до сих пор. На такую точку зрения ученых натолкнула новая окаменелость древнего примата из Саудовской Аравии.

Ее признали ключевым шагом в понимании человеческого развития, когда генеалогия гоминидов, которая включает человекообразных обезьян и людей, ответвилась от обезьян так называемого Старого Света.

Открыватели частично приматоподобного черепа в западной Саудовской Аравии говорят, что теперь, кажется, плохо понимавшееся разделение главных групп приматов можно относить к временному отрезку между 29 и 24 миллионами лет назад. Сделанный в 2004 году анализ ДНК ныне живущих приматов и обезьян в Африке и Азии выявил более раннее расхождение ветвей - между 34,5 и 29,2 миллионами лет назад.

Интригующая мозаика особенностей недавно раскопанной окаменелости, относимой ко времени между 29 и 28 миллионами лет назад, предполагает, что неизвестное существо прожило свою жизнь незадолго до нашего общего предка, приведшего к гоминидам — ветви приматов, которая включает человекообразных обезьян (приматов) и людей, а также обезьян Африки, Азии и Европы. Команда во главе с антропологом Иядом Залмутом из Университета Мичигана в Анн-Арборе сообщает о своей уникальной находке в новом журнале «Nature».

Залмут и его коллеги «назначили» обнаруженный череп на новый вид приматов, Saadanius hijazensis.

“Это замечательное открытие реально недостающего звена, заполняющего промежуток в нашем понимании времени и анатомических изменений, характеризующих развитие приматов и обезьян Старого Света”, отмечает антрополог Джон Флигл из Университета Стони-Брук в Нью-Йорке.

Залмут, работавщий с членами Саудовской Геологической службы в Джеддахе, нашел неполный череп Сааданиуса еще 17 февраля 2009 года в слое, сформировавшемся из слоя застарелого вулканического пепла. Основываясь на размере экземпляра и его форме, исследователи полагают, что Сааданиус весил 15-20 килограммов, что позволяет относить этого примата к среднеразмерным приматам его эры.

По мнению ученых, Сааданиус мог обладать относительно вытянутым лицом с узкими носовыми костями, крупными коренными зубами и другими чертами, напоминающими таковые у более старших приматов ранее извлеченных из геологической формации на краю пустыни Сахары в Египте. Исследователи расценили, что те существа жили в диапазоне между 35 и 30 миллионами лет назад.

Обе фото - Iyad S. Zalmout, University of Michigan Museum of Paleontology, 2009

Но несколько существенных анатомических особенностей, включая длинный трубчатый ушной канал, отличают Сааданиуса от его предшественников-приматов, говорят ученые. И, в отличие от обезьян Старого Света и гоминоидов, которые эволюционировали затем приблизительно 24 миллиона лет назад, Saadanius — которого группа Залмута идентифицирует в качестве мужчины-самца, основываясь на особенностях строения зубов — не имел носовых пазух и крупных клыков, характерных для более поздних приматов и самцов обезьян.

По этой причине, исследователи используют цифру 24 миллиона лет в качестве новой даты, когда обезьяны Старого Света отклонились от приматов.

В 1993 году антрополог Бренда Бенефит из государственного университета Нью-Мексико в Лас-Крусесе выступила с идеей, что общий предок обезьян Старого Света и приматов, или его близкий родственник, должен напоминать новообнаруженную окаменелость. “Saadanius поразительно соответствует ее предсказанию”, говорит «мичиганец» Уильям Сэндерс; он - соавтор нового исследования.

Сааданиус, по-видимому, жил незадолго до обезьян Старого Света и приматов, которые откололись от общего предка, говорит Флигл. К сожалению, разрыв в 5-10 миллионов лет отделяет Saadanius от самых ранних из известных мартышковых и гоминоидов. Таким образом, основные звенья ключевого эволюционного перехода остаеются пока не установленными.

А это, в свою очередь, мешает определить эру расхождения приматов-обезьян Старого Света, говорит антрополог Элвин Симонс из Университета Дьюка в Дареме, штат Северная Каролина (США). Однако новооткрытая окаменелость "вписывается в точности так, как это и должно быть" в эволюции приматов, считает он.

Несмотря на то, что необходимы дополнительные находки окаменелостей, саудовский экземпляр обеспечивает более надежную оценку времени решающего изменения в эволюции приматов, нежели это можно почерпнуть из исследований ДНК ныне живущих приматов и обезьян, убежден Дэвид Беган из университета Торонто.